Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

МА́НЧЕСТЕР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 50-51

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Г. Мереминский (история), В. М. Сокольский

МА́НЧЕСТЕР (Manchester), го­род в Ве­ли­ко­бри­та­нии, круп­ней­ший на се­ве­ро-за­па­де Анг­лии, вхо­дит в со­став мет­ро­по­ли­тен­ско­го граф­ст­ва Боль­шой Ман­че­стер (с 1986 фак­ти­че­ски уни­тар­ное об­ра­зо­ва­ние). Нас. 396,3 тыс. чел. (2010); ок. 15% нас. – вы­ход­цы из стран Азии (в т. ч. 6% – па­ки­стан­цы, 2,5% – ки­тай­цы, 2% – ин­дий­цы), ок. 5% – из го­су­дарств Аф­ри­ки. Об­ра­зу­ет яд­ро ко­нур­ба­ции Боль­шого Ман­че­стера (нас. ок. 2,3 млн. чел.; 3-я в стра­не по­сле ко­нур­ба­ций Боль­шо­го Лон­до­на и Зап. Мид­лен­да); в пре­де­лах мет­ро­по­ли­тен­ско­го граф­ст­ва про­жи­ва­ют 2,6 млн. чел. М. рас­по­ло­жен в пред­горь­ях Пен­нин, при слия­нии рек Эру­элл, Мед­лок и Эрк, при­мер­но в 60 км от эс­туа­рия р. Мер­си. Важ­ный узел ж.-д. и ав­то­мо­биль­но­го со­об­ще­ния. Мор. порт (свя­зан с мо­рем су­до­ход­ным Ман­че­стер­ским ка­на­лом, 1887–94). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт.

Ос­но­ван ок. 79 как рим. кре­пость Ма­му­ций (Mamucium) для за­щи­ты пе­ре­пра­вы че­рез р. Мед­лок. Не­од­но­крат­но пе­ре­страи­вал­ся в 1–2 вв. В 5 в. центр по­се­ле­ния пе­ре­мес­тил­ся к слия­нию рек Эрк и Эру­элл. В 6–9 вв. М. вхо­дил в со­став анг­ло­сак­сон­ских ко­ро­левств Мер­сия и Нор­тум­брия. Ок. 870 за­хва­чен ви­кин­га­ми. Ок. 920 по при­казу англ. ко­ро­ля Эду­ар­да Стар­ше­го (899–924) вос­ста­нов­лен как ук­ре­п­лён­ный центр (бург). С 1182 в со­ста­ве граф­ст­ва Лан­ка­шир. С 14 в., по­сле пе­ре­се­ле­ния в М. флам. тка­чей, раз­ви­вал­ся как центр тек­стиль­но­го про­из-ва и тор­гов­ли шер­стя­ны­ми и льня­ны­ми тка­ня­ми (к нач. 14 в. по­лу­чил пра­во на про­ве­де­ние яр­ма­рок). В 17 в. М. – один из цен­тров пу­ри­та­низ­ма (см. Пу­ри­та­не), в хо­де Анг­лий­ской ре­во­лю­ции 17 в. – оп­лот сто­рон­ни­ков пар­ла­мен­та.

С 17 в. на­чал­ся вы­пуск тка­ней с ис­поль­зо­ва­ни­ем амер. хлоп­ка, с сер. 18 в. – чис­то хлоп­ча­то­бу­маж­ных тка­ней; М. стал гл. цен­тром сбы­та тек­сти­ля для го­ро­дов Лан­ка­ши­ра (име­лись мно­го­числ. скла­ды и др.). В 1729 от­кры­лась то­вар­ная бир­жа. В 1736, по­сле дно­уг­лу­би­тель­ных ра­бот на ре­ках Эру­элл и Мер­си, М. по­лу­чил дос­туп по во­де к мор. при­ча­лам в эс­туа­рии р. Мерс, в 1761 по ка­на­лу Брид­жуо­тер – к уголь­ным шах­там Уэрс­ли.

В пе­ри­од про­мыш­лен­ной ре­во­лю­ции рост М. рез­ко ус­ко­рил­ся, в т. ч. за счёт при­то­ка им­ми­гран­тов из Ир­лан­дии, стран кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пы и Ближ­не­го Вос­то­ка (в нач. 19 в. в М. и при­го­ро­дах про­жи­ва­ло ок. 330 тыс. чел., в 1851 – св. 1 млн. чел., в 1901 – св. 2,3 млн. чел.). К нач. 1830-х гг. М. стал од­ним из круп­ней­ших пром. го­ро­дов ми­ра. М. спе­циа­ли­зи­ро­вал­ся на ко­неч­ных ста­ди­ях хлоп­ча­то­бу­маж­но­го про­из-ва (хлоп­ко­пря­де­ние кон­цен­три­ро­ва­лось в осн. за его пре­де­ла­ми), а так­же тор­гов­ле и хра­не­нии про­дук­ции, про­из-ве тек­стиль­но­го обо­ру­до­ва­ния. В 1832 М. по­лу­чил пред­ста­ви­тель­ст­во в пар­ла­мен­те, в 1838 – ста­тус го­ро­да (mu­nicipal borough). С 1847 центр анг­ли­кан­ско­го дио­це­за. Со 2-й пол. 19 в. в хлоп­ча­то­бу­маж­ной пром-сти на­чал­ся спад (од­на­ко от­расль ос­та­ва­лась важ­ней­шей в гор. эко­но­ми­ке до нач. 20 в.); воз­ник­ли но­вые от­рас­ли – раз­но­об­раз­ное ма­ши­но­строе­ние, хи­мич. ин­ду­ст­рия, по­лу­чи­ла раз­ви­тие транс­порт­ная ин­фра­струк­ту­ра (рас­ши­ри­лась сеть ка­на­лов, по­строе­на первая в ми­ре ме­ж­ду­го­род­няя же­лез­ная до­ро­га, со­еди­нив­шая М. с Ли­вер­пу­лем, 1830; соз­да­на те­ле­фон­ная связь, 1878; во­шли в строй Ман­че­стер­ский су­до­ход­ный ка­нал и мор. порт, 1894). Во 2-й пол. 19 в. центр проф­союз­но­го дви­же­ния (в 1868 на съез­де в М. был соз­дан Бри­тан­ский кон­гресс тред-юнио­нов) и дви­же­ния суф­ра­жи­сток. В 1885–1909 в со­став М. вклю­чён ряд со­сед­них по­се­ле­ний.

Пер­вая ми­ро­вая вой­на на­нес­ла мощ­ный удар по эко­но­ми­ке го­ро­да. Не­га­тив­ные тен­ден­ции уси­ли­лись в меж­во­ен­ные го­ды, осо­бен­но в пе­ри­од ми­ро­во­го эко­но­мич. кри­зи­са 1929–33. В хо­де 2-й ми­ро­вой вой­ны М. был важ­ным цен­тром во­ен. пром-сти (про­из-во бое­вых са­мо­лё­тов, авиа­дви­га­те­лей, бо­е­при­па­сов). В хо­де Бит­вы за Анг­лию 1940–1941 не­од­но­крат­но под­вер­гал­ся бом­бар­ди­ров­кам (осо­бен­но ожес­то­чён­ны­ми бы­ли авиа­на­лё­ты 22–24.12.1940, т. н. Ман­че­стер-блиц).

По окон­ча­нии 2-й ми­ро­вой вой­ны хлоп­ча­то­бу­маж­ная пром-сть при­шла в упа­док: в 1968 за­кры­лась то­вар­ная бир­жа, в 1982 – Ман­че­стер­ский мор. порт (из-за не­воз­мож­но­сти про­хо­да круп­ных су­дов по Ман­че­стер­ско­му ка­на­лу). Спад кос­нул­ся и др. от­рас­лей пром-сти, осо­бен­но в хо­де ре­форм М. Тэт­чер (с 1979). За 1961–83 в об­ра­ба­ты­ваю­щей пром-сти го­ро­да чис­ло ра­бо­чих мест со­кра­ти­лось на 150 тыс. Од­на­ко Боль­шой Ман­че­стер со­хра­нял ве­ду­щие по­зи­ции в хлоп­ча­то­бу­маж­ной пром-сти и тек­стиль­ном ма­ши­но­строе­нии стра­ны; од­но­вре­мен­но раз­ви­ва­лись элек­тро­тех­нич. и элек­трон­ная, пи­ще­вая, бу­маж­ная и по­ли­гра­фич. пром-сть, авиа­строе­ние. Важ­ную роль в ста­нов­ле­нии этих про­из­водств сыг­рал Траф­форд-парк – пер­вый пром. парк ми­ра (ос­но­ван в 1896); в 1960-х гг. на его тер­ри­то­рии на­счи­тыва­лось ок. 200 пред­при­ятий. В 1974 М. был вы­де­лен из со­ста­ва граф­ст­ва Лан­ка­шир в отд. гор. граф­ст­во Боль­шой Ман­че­стер. В кон. 20 в. в эко­но­ми­ке го­ро­да на­ме­ти­лось ожив­ле­ние, свя­зан­ное с ак­тив­ным раз­ви­ти­ем сфе­ры ус­луг и осу­ще­ст­в­ле­ни­ем круп­ных стро­ит. про­ек­тов.

Манчестер. Филиал «Север» Имперского военного музея. 2002. Архитектор Д. Либескинд.

В цен­тре Ста­ро­го го­ро­да рас­по­ло­жен го­тич. со­бор пер­пен­ди­ку­ляр­но­го сти­ля (ок. 1422–1520; ре­кон­ст­руи­ро­ван в 19–20 вв.); ря­дом – ком­плекс «Боль­ни­цы Ча­те­ма» (с 1422; пер­во­на­чаль­но кол­ледж для под­го­тов­ки свя­щен­ни­ков, ны­не – б-ка и муз. шко­ла), не­оба­роч­ное зда­ние зер­но­вой бир­жи (ны­не – тор­го­вый центр «Triangle»; 1903) и вы­ста­воч­ный центр «Urbis» в сти­ле хай-тек (2002, арх. И. Симп­сон). К югу от со­бо­ра – пло­щадь Аль­берт-сквер (1863–67) с мо­ну­мен­таль­ным нео­го­тич. зда­ни­ем Ра­ту­ши (1868–77, арх. А. Уо­тер­ха­ус; в Боль­шом за­ле – 12 мас­штаб­ных по­ло­тен Ф. М. Брау­на на те­мы ис­то­рии М., 1878–93; но­вое кры­ло в рус­ле ар де­ко, 1925–37, арх. Э. В. Хар­рис), нео­го­тич. ме­мо­риа­лом прин­ца Аль­бер­та (1862–1867, скульп­тор М. Но­убл, арх. Т. Уэр­динг­тон) и центр. гор. б-кой в сти­ле неоклас­си­циз­ма (1925–34, Хар­рис); ря­дом – «Ке­но­таф» (па­мят­ник по­гиб­шим в 1-й ми­ро­вой вой­не; 1924, арх. Э. Ла­ченс). Так­же в ис­то­рич. цен­тре го­ро­да: клас­си­ци­стич. ц. Св. Ан­ны (1709–12, в рус­ле ра­бот К. Ре­на), ком­плекс быв. Ли­вер­пуль­ской ж.-д. стан­ции (1830, арх. Дж. Сти­вен­сон; ны­не – Му­зей нау­ки и пром-сти), зда­ния Ху­дож. га­ле­реи (1824–35) и Ате­не­ума (1837–39; оба – арх. Ч. Бэр­ри), от­де­ле­ние Bank of England (1845–46, арх. Ч. Кок­ке­релл; позд­ний клас­си­цизм), центр. ж.-д. во­к­зал (1876–79, арх. Дж. Фау­лер; пе­ре­кры­тие из ме­тал­лич. кон­ст­рук­ций с про­лё­том 64 м; ны­не – центр вы­ста­вок и кон­грес­сов «Manchester Central»), б-ка Дж. Рай­лен­дса в ду­хе нео­го­ти­ки с эле­мен­та­ми влия­ния дви­же­ния «Ис­кус­ст­ва и ре­мёс­ла» (1890–99, арх. Б. Чамп­нис), ком­плекс Ко­ро­лев­ской бир­жи (Royal Exchange) в сти­ле не­оклас­си­циз­ма с эле­мен­та­ми мо­дер­на (1914–21, ар­хит. бю­ро «Bradshaw Gass & Hope»), фи­ли­ал Midland Bank в рус­ле ар де­ко (1929, арх. Э. Ла­ченс). Зна­чит. часть за­строй­ки цен­тра М. со­став­ля­ют быв. тек­стиль­ные фаб­ри­ки, скла­ды, кон­тор­ские зда­ния 19 в., за­час­тую – в ис­то­ри­че­ских сти­лях. Так­же в чер­те Ста­ро­го го­ро­да рас­по­ло­же­ны рай­он Чай­на-та­ун со зда­ния­ми в рус­ле тра­диц. кит. ар­хи­тек­ту­ры и пло­щадь Пик­ка­дил­ли-гар­денс (ре­кон­ст­руи­ро­ва­на в 2002, бю­ро ланд­шафт­ной ар­хи­тек­ту­ры EDAW, арх. Т. Ан­до). К югу от ис­то­рич. цен­тра на­хо­дят­ся Пер­вая цер­ковь Хри­ста-учёно­го в сти­ле мо­дерн с эле­мен­та­ми экс­прес­сио­низ­ма (ны­не – Центр Э. Ву­да; 1903–08, арх. Э. Вуд) и Ху­дож. га­ле­рея Ви­творт (ос­но­ва­на в 1889, с 1958 в со­ста­ве Ман­че­стер­ско­го ун-та; зда­ние 1908, арх. Дж. У. Бо­монт). Сре­ди по­стро­ек М. сер. 20 – нач. 21 вв. – ре­дак­ция газ. «Daily Express» (1939, арх. О. Уиль­ямс) в рус­ле со­вре­мен­но­го дви­же­ния, адм. зда­ние «Гей­ту­эй-ха­ус» (1969, арх. Р. Сей­ферт) и быв. от­де­ле­ние Na­tional Westminster Bank (1969, ар­хит. бю­ро «Casson Conder & Partners») в ин­тер­на­цио­наль­ном сти­ле, мост Три­ни­ти-бридж в сти­ле хай-тек (1995, С. Ка­ла­тра­ва), фи­ли­ал «Се­вер» Им­пер­ско­го во­ен. му­зея в ду­хе де­кон­ст­рук­ти­виз­ма (2002, арх. Д. Ли­бе­скинд), Центр гражд. пра­во­су­дия (2007, ар­хит. бю­ро «Den­ton Corker Marshall»). В центр. час­ти М. со 2-й пол. 20 в. воз­во­дят­ся вы­сот­ные зда­ния (баш­ня «CIS», 1962, арх. Г. Тейт и др.; баш­ня «Би­тем», са­мое вы­со­кое зда­ние М., 2006, арх. И. Симп­сон, выс. 169 м). На ок­раи­не М. – дом Ба­гу­ли-холл (сер. 14 – нач. 18 вв.) и име­ние Хи­тон-холл (гл. дом в сти­ле клас­си­циз­ма, 1772–89 и 1823, ар­хи­тек­то­ры Дж. и Л. Уай­атт).

М. – важ­ней­ший центр нау­ки, куль­ту­ры и об­ра­зо­ва­ния Се­ве­ро-За­па­да Анг­лии. Ман­че­стер­ский ун-т (1824, совр. назв. с 2004; в его со­ста­ве – Му­зей М., основан в 1820-х гг.), Ман­че­стер­ский мет­ро­по­ли­тен­ский ун-т (1970, совр. назв. и ста­тус с 1992), Ко­ро­лев­ский сев. муз. кол­ледж (1893; совр. назв. с 1973) и др. ву­зы. Осн. на­уч. орг-ции вхо­дят в со­став ун-тов. Му­зеи: нау­ки и пром-сти (1969), транс­пор­та (1979) и др. Ху­дож. га­ле­рея (1882). Кон­церт­ные за­лы: Фри-Трейд-холл, Брид­жуо­тер-холл. Те­ат­ры: Опер­ный театр (1912; без по­сто­ян­ной опер­ной труп­пы); дра­ма­ти­че­ские «Па­лас ти­этр» (1891), «Лайб­рери ти­этр ком­па­ни» (1952), «Кон­такт ти­этр» (1972) и др. Те­атр тан­ца «Данс­ха­ус». Сим­фо­ни­че­ский «Хал­ле-ор­кестр» (1858; по име­ни ос­но­ва­те­ля – пиа­ни­ста и ди­ри­жё­ра Ч. Хал­ле), фи­лар­мо­нич. ор­кестр Би-Би-Си (1922; в 1933–82 под назв. Се­вер­ный сим­фо­нич. ор­кестр Би-Би-Си).

М. – круп­ный спор­тив­ный центр. Фут­боль­ный клуб «Ман­че­стер Юнай­тед» – один из силь­ней­ших в ми­ре, вы­сту­па­ет на ста­дио­не «Олд Траф­форд» (от­крыт в 1910, ок. 76 тыс. мест). Фут­боль­ный клуб «Ман­че­стер Си­ти» (ос­но­ван в 1880), вы­сту­па­ет на Гор. ста­дио­не (др. назв. КОМС; от­крыт в 2003, св. 47 тыс. мест), где в 2002 со­стоя­лись Иг­ры Брит. Со­дру­же­ст­ва, в 2008 – ­финал Куб­ка УЕФА. В М. дей­ст­ву­ют Нац. сквош-центр (про­ходил чем­пио­нат ми­ра по скво­шу в 2008), Нац. центр вод­ных ви­дов спор­та (2000), Ве­ло­дром (1994), где три­ж­ды про­во­ди­лись чем­пио­на­ты ми­ра по ве­ло­си­пед­но­му спор­ту (1996, 2000, 2008); мно­го­функциональ­ная «Манчестер Ивнинг Ньюс Аре­на» (1995, до 23 тыс. мест), на ко­то­рой про­хо­дят со­стя­за­ния по бас­кет­бо­лу, хок­кею с шай­бой, бок­су, тя­жё­лой ат­ле­ти­ке и др. В М. так­же про­во­ди­лись мат­чи чем­пио­на­тов ми­ра (1966) и Ев­ро­пы (1996) по фут­бо­лу, фи­нал Ли­ги чем­пио­нов (2003) и мн. др. со­стя­за­ния.

В кон. 2000-х гг. в эко­но­ми­ке го­ро­да до­ми­ни­ру­ет сфе­ра ус­луг (за­ня­то бо­лее 83% ра­бо­таю­щих, в т. ч. фи­нан­со­вые и биз­нес-ус­лу­ги, тор­гов­ля ок. 42%, об­разо­ва­ние и здра­во­охра­не­ние св. 23%, транс­порт и связь св. 8%, адм. и пр. ус­лу­ги ок. 10%). Ве­ду­щая от­расль сфе­ры ус­луг – фи­нан­со­вые и биз­нес-ус­лу­ги (в т. ч. про­фес­сио­наль­ные – юри­дич., бух­гал­тер­ские, кон­суль­та­ци­он­ные и др.). М. – центр де­ло­вой ак­тив­но­сти и тор­гов­ли брит. и об­ще­ев­ро­пей­ско­го зна­че­ния, круп­ней­ший на се­ве­ро-за­па­де Анг­лии. В го­ро­де ба­зи­ру­ют­ся бо­лее 60 бан­ков (все­го св. 15 тыс. за­ня­тых) и др. фи­нан­со­во-кре­дит­ных и тор­го­вых уч­ре­ж­де­ний (в т. ч. «Co-operative Group» – круп­ней­ший в ми­ре по­тре­би­тель­ский аль­янс). Центр гражд. пра­во­су­дия в М. – вто­рой по ве­ли­чи­не по­сле Ко­ро­лев­ско­го су­да в Лон­до­не. Ве­ду­щий центр элек­трон­ных и пе­чат­ных СМИ на се­ве­ро-за­па­де Анг­лии, по чис­лу те­ле- и ра­дио­стан­ций ус­ту­па­ет толь­ко Лон­до­ну. М. – один из трёх опор­ных пунк­тов (на­ря­ду с Лон­до­ном и Бри­сто­лем) ве­ща­тель­ной кор­по­ра­ции Би-Би-Си в стра­не; здесь на­хо­дит­ся штаб-квар­ти­ра брит. ком­па­нии «Guardian Media Group plc» (в М. так­же из­да­ёт­ся газ. «Гар­ди­ан»). Вто­рой в стра­не (по­сле Лон­до­на) центр ту­риз­ма (в 2008 го­род по­се­ти­ло ок. 3,5 млн. ту­ри­стов, из них ок. 1 млн. чел. – ино­стран­цы; до­хо­ды от ту­риз­ма со­ста­ви­ли ок. 6 млрд. ф. ст.); раз­ви­ты гос­ти­нич­ное де­ло и рес­то­ран­ный биз­нес. Сре­ди круп­ней­ших тор­го­вых цен­тров – «Tri­angle» и «Manchester Arnda­le». Боль­шое зна­че­ние име­ют ус­лу­ги транс­пор­та. М. – вто­рой по­сле Лон­до­на центр авиа­со­об­ще­ния Ве­ли­ко­бри­та­нии (21,1 млн. пас­са­жи­ров, 2008); аэ­ро­порт М. об­слу­жи­ва­ет ре­гио­наль­ные мар­шру­ты се­ве­ро-за­па­да Анг­лии и бо­лее 200 ме­ж­ду­на­род­ных. По ж.-д. пе­ре­воз­кам пас­са­жи­ров (св. 20 млн. чел. в год) М. ус­ту­па­ет лишь Лон­до­ну и Глаз­го. Cохраняются мор. пе­ре­воз­ки (8 млн. т в 2007; Ман­че­стер­ский порт за­крыт, су­да швар­ту­ют­ся на др. при­ча­лах, в т. ч. ок­ру­га Траф­форд, близ Со­лфор­да).

Важ­ные по­зи­ции в гор. эко­но­ми­ке со­хра­ня­ет пром. про­из-во. В пре­де­лах Боль­шо­го Ман­че­сте­ра – пред­при­ятия тек­стиль­ной, обув­ной, пар­фю­мер­но-кос­ме­тич. (в т. ч. штаб-квар­ти­ра и про­из­водств. мощ­но­сти ком­па­нии «PZ Cus­sons»), био­фар­ма­цев­тич. пром-сти (раз­ра­бот­ка и про­из-во пре­па­ра­тов – ком­па­нии «Re­novo», «Avecia»), ма­ши­но­строе­ния (ком­па­нии «B3 Cable Solutions» – те­ле­ком­му­ни­кац. обо­ру­до­ва­ние; «Rolls-Royce» – ди­зель­ные дви­га­те­ли; «Mather & Platt» – на­со­сы; «Siemens» – элек­тро­тех­нич. из­де­лия; «BAE Systems» – за­пас­ные час­ти и уз­лы для авиа­тех­ни­ки). М. – ­один из ве­ду­щих ре­гио­наль­ных цен­тров про­из-ва про­дук­тов пи­та­ния и тор­гов­ли ими; в пре­де­лах Боль­шо­го Ман­че­сте­ра на­счи­ты­ва­ет­ся ок. 400 пред­при­ятий (все­го ок. 27 тыс. за­ня­тых) из­вест­ных ми­ро­вых про­из­во­ди­те­лей, в т. ч. «Uni­lever Best­foods» (сор­ти­ров­ка и упа­ков­ка чая), «Kellogg’s» (су­хие зав­тра­ки и др.), «Patak’s Foods» (за­мо­ро­жен­ные про­дук­ты, со­усы и др.), «Cargill». Тра­ди­ци­он­но раз­ви­то пи­во­ва­ре­ние («JW Lees», ос­но­ван в 1828; «Joseph Holt’s Brewe­ry», 1849; «Hydes’ Brewery», 1863; за­во­ды «Heinz»).

Лит.: Manchester / Ed. D. Sharp. L., 1969; Art and architecture in Victorian Manchester / Ed. J. H. G. Archer. Manchester, 1985; Can­niffe E., Jefferies T. Manchester architecture guide. Manchester, 1998; Hands D., Collie K., Parker S. Manchester: a guide to recent archi­tecture. L., 2000; Parkinson-Bailey J. J. Man­chester: an architectural history. Manchester, 2000; Hartwell C. Manchester. L., 2001.

Вернуться к началу