Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИКУ́РГ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 469

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Стрелков

ЛИКУ́РГ (Λυϰοῦργος), ле­ген­дар­ный спар­тан­ский за­ко­но­да­тель. Ан­тич­ная тра­ди­ция от­но­сит вре­мя жиз­ни Л. к кон. 9 – 1-й пол. 8 вв. до н. э. Не­ко­то­рые совр. учё­ные счи­та­ют, что Л. жил позд­нее, ли­бо во­об­ще от­ри­ца­ют его ис­то­рич­ность. Со­глас­но тра­ди­ции, Л. был опе­ку­ном сво­его пле­мян­ни­ка Ха­ри­лая, став­ше­го ца­рём в ма­ло­лет­ст­ве, хо­тя Л. мог сам пре­тен­до­вать на цар­скую власть. За­тем он мно­го пу­те­ше­ст­во­вал, зна­ко­мясь с об­ра­зом жиз­ни раз­ных на­ро­дов. Счи­та­ет­ся, что осо­бое влия­ние на Л. ока­зал опыт гос. уст­рой­ст­ва жи­те­лей Кри­та и об­ще­ние со жре­ца­ми Апол­ло­на Дель­фий­ско­го. Вер­нув­шись в Спар­ту по на­стоя­тель­но­му тре­бо­ва­нию со­гра­ж­дан, Л. осу­ще­ст­вил ряд важ­ных пре­об­ра­зо­ва­ний об­ще­ст­ва и ор­га­нов гос. управ­ле­ния, ко­то­рые бы­ли сфор­му­ли­ро­ва­ны в т. н. Боль­шой рет­ре (за­ко­не). Как по­ла­га­ют, ско­рее все­го, бы­ли пред­при­ня­ты ме­ры по вве­де­нию тер­ри­то­ри­аль­но­го прин­ци­па де­ле­ния об­ще­ст­ва, на­ря­ду с ра­нее су­ще­ст­во­вав­шим ро­до­вым, и ре­ор­га­ни­зо­ва­на дея­тель­ность двух важ­ней­ших гос. ор­га­нов: апел­лы (на­род­но­го со­б­ра­ния) и ге­ру­сии (со­ве­та ста­рей­шин). По­сле­дую­щие пре­об­ра­зо­ва­ния в спар­тан­ском об­ще­ст­ве бы­ли так­же при­пи­са­ны Л. и ста­ли счи­тать­ся со­став­ной ча­стью т. н. Ли­кур­го­ва за­ко­но­да­тель­ст­ва. В ча­ст­но­сти, к за­ко­нам Л. от­но­сят ор­га­ни­за­цию сис­си­тий (со­вме­ст­ных тра­пез спар­тиа­тов), рег­ла­мен­та­цию вос­пи­та­ния мо­ло­дё­жи, раз­де­ле­ние за­воё­ван­ной зем­ли на кле­ры с при­кре­п­лён­ны­ми к ним ило­та­ми, вве­де­ние же­лез­ных де­нег и т. д. В 3 в. до н. э. спар­тан­ские ца­ри-ре­фор­ма­то­ры Агис IV (см. в ст. Агис) и Кле­о­мен III осу­ще­ст­вля­ли свои пре­об­ра­зо­ва­ния под ло­зун­гом вос­ста­нов­ле­ния «ли­кур­го­ва строя». В Спар­те на про­тя­же­нии ве­ков чти­ли па­мять Л. Ему бы­ло по­свя­ще­но свя­ти­ли­ще, где Л. еже­год­но при­но­си­лись жерт­вы как бо­же­ст­ву.

Лит.: Oliva P. Sparta and her social problems. Amst. a. o., 1971; Ан­д­ре­ев Ю. В. К про­бле­ме «Ли­кур­го­ва за­ко­но­да­тель­ст­ва» // Про­бле­мы ан­тич­ной го­су­дар­ст­вен­но­сти. Л., 1982; Christ K. Spartaforschung und Spartabild // Griechische Geschichte und Wissen­schaftsge­schichte. Stuttg., 1996; Пе­чат­но­ва Л. Г. Ис­то­рия Спар­ты (пе­ри­од ар­хаи­ки и клас­си­ки). СПб., 2001; Фро­лов Э. Д. Ро­ж­де­ние гре­че­ско­го по­ли­са. СПб., 2004.

Вернуться к началу