Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАЛЬКО́М-ХАН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 686

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Ардашникова

МАЛЬКО́М-ХАН Мир­за (1833, Но­вая Джуль­фа, пред­ме­стье Ис­фа­ха­на – 1908, Ло­зан­на, Швейцария), иран. гос. дея­тель, пуб­ли­цист. Из арм. се­мьи; отец со­сто­ял пе­ре­во­дчи­ком при рос. ди­пло­ма­тич. мис­сии в Те­ге­ра­не. Выс­шее об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Па­ри­же. По воз­вра­ще­нии в Иран в 1855 слу­жил лич­ным пе­ре­вод­чи­ком ша­ха, пре­по­да­вал в До­ме на­ук («Дар-оль-фо­нун») – пер­вом в Ира­не учеб­ном за­ве­де­нии ев­роп. ти­па. В 1856–1858 в со­ста­ве иран. де­ле­га­ции уча­ст­во­вал в за­клю­че­нии мир­но­го до­го­во­ра с Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей. С 1858 раз­ра­ба­ты­вал со­ци­аль­но-эко­но­мич. и адм. ре­фор­мы, на­прав­лен­ные на «ев­ро­пеи­за­цию» Ира­на; для про­па­ган­ды ре­форм соз­дал по­лу­ле­галь­ное об-во «Фа­ра­муш-ха­не» («Дом заб­ве­ния») по об­раз­цу франк­ма­сон­ских лож, рас­пу­щен­ное шах­ским ука­зом в 1861. При­зы­вал к изу­че­нию ев­роп. на­ук и ре­фор­ме араб. ал­фа­ви­та: диа­лог «Шейх и ми­нистр» («Шейх ва ва­зир», 1860–1870-е гг.) и др. Ряд ре­фор­ма­тор­ских идей М. на­шёл во­пло­ще­ние в пре­об­ра­зо­ва­ни­ях пер­во­го ми­ни­ст­ра Ху­сейн-ха­на (1871). С 1861 на ди­пло­ма­тич. ра­бо­те вне Ира­на; в 1873–1889/90 по­сол Ира­на в Лон­до­не, с 1898/99 – в Ри­ме. В 1878 удо­сто­ен ти­ту­ла прин­ца (шах­за­де). В 1870-х гг. по­лу­чил поч. про­зви­ще «опо­ра го­су­дар­ст­ва». В 1889 ли­шён всех ти­ту­лов в ре­зуль­та­те кон­флик­та с Насром эд-Дин-ша­хом. Со­труд­ни­чал с из­вест­ным идео­ло­гом пан­ис­ла­миз­ма Джа­малем ад-Ди­ном аль-Аф­га­ни. В 1890–94 из­да­вал в Лон­до­не газ. «Ка­нун» («За­кон»), кри­ти­ко­вав­шую по­ли­ти­ку ша­ха и сыг­рав­шую за­мет­ную роль в раз­ви­тии пуб­ли­ци­сти­ки на фар­си. Од­ним из пер­вых иран. ли­те­ра­то­ров об­ратил­ся к об­ществ.-по­ли­тич. те­ма­ти­ке; в по­ли­тич. трак­та­тах апел­ли­ро­вал к нац. са­мо­соз­на­нию иран­цев, от­стаи­вал идеи не­за­ви­си­мо­сти и са­мо­стоя­тель­но­сти Ира­на: «Кни­га ре­форм» («Даф­тар-е тан­зи­мат», 1858), «Ор­га­ни­за­ция го­су­дар­ст­ва» («Да­ст­гах-е ди­ван», 1860–70-е гг.), «Прин­ци­пы ци­ви­ли­за­ции» («Усул-е та­мад­дон», 1875). Пуб­ли­ци­сти­ка М. и де­мо­кра­тич. стиль его трак­та­тов ока­за­ли су­ще­ст­вен­ное влия­ние на ста­нов­ле­ние но­вой иран. про­зы.

Соч.: Собр. соч. Те­ге­ран. Т. 1–2. 1325 (1947)– 1347 (1969) (на фар­си).

Лит.: Арин­пур Й. От Са­ба до Ни­ма. Те­ге­ран, 1972 (на фар­си); Анар­ку­ло­ва ДМ. Об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ская дея­тель­ность М. Маль­ком-ха­на. Душ., 1984; Та­ли­пов Н. А. Об­ще­ст­вен­ная мысль в Ира­не в XIX – на­ча­ле XX в. М., 1988; Ис­то­рия пер­сид­ской ли­те­ра­ту­ры XIX–XX в. М., 1999.

Вернуться к началу