Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ЛЯН ЦИЧА́О

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 284-285

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Юркевич

ЛЯН ЦИЧА́О (Лян Чжо­жу, Лян Жэнь­гун) (23.2.1873, Синь­хой, пров. Гу­ан­дун – 19.1.1929, Пе­кин), кит. гос. и по­ли­тич. дея­тель, учё­ный, пуб­ли­цист. Отец Лян Сы­чэ­на и Лян Сыю­на. Из по­ме­щичь­ей се­мьи. В 1889 по­лу­чил учё­ную сте­пень цзюй­жэнь. В 1895–98 вме­сте со сво­им учи­те­лем Кан Ювэ­ем уча­ст­во­вал в ор­га­ни­за­ции дви­же­ния за ре­фор­мы. В це­лях про­па­ган­ды ре­фор­ми­ст­ских идей в 1895 на­чал из­да­вать в Пе­ки­не еже­днев­ную газ. «Вань го гун бао» («Все­мир­ный вест­ник»). Вме­сте с Кан Ювэ­ем и Май Мэнхуа на­пра­вил имп. Гу­ан­сюю (см. Цзай Тянь) ме­мо­ран­дум с тре­бо­вани­ем от­ка­зать­ся от ра­ти­фи­ка­ции ка­баль­но­го Си­мо­но­сек­ско­го до­го­во­ра 1895. В 1896–1898 ре­дак­тор ос­но­ван­но­го в г. Шан­хай об­ществ.-по­ли­тич. ж. «Ши у бао» («Со­вре­мен­ные за­да­чи»). По­сле по­ра­же­ния «Ста дней ре­форм» эмиг­ри­ро­вал в Япо­нию. При­ни­мал уча­стие в фор­ми­ро­ва­нии Сою­за за­щи­ты им­пе­ра­то­ра (Баоху­ан­хой). Вы­сту­пал про­тив ус­та­нов­ле­ния рес­пуб­ли­ки на­сильств. пу­тём, про­па­ган­ди­ро­вал зап. ли­бе­раль­ные идеи. По­сле Синь­хай­ской ре­во­лю­ции 1911–12 на­зна­чен мин. юс­ти­ции. Один из соз­да­те­лей Де­мо­кра­тич. пар­тии (Минь­чжу­дан), во­шед­шей в со­став Про­грес­сив­ной пар­тии (Цзинь­бу­дан). Про­ти­во­дей­ст­во­вал по­пыт­кам пре­зи­ден­та Юань Ши­кая вос­ста­но­вить мо­нар­хию. В 1916 на­зна­чен нач. шта­ба Ар­мии за­щи­ты рес­пуб­ли­ки. По­сле смер­ти Юань Ши­кая ли­дер т. н. Ис­сле­до­ва­тель­ской груп­пы (Янь­цзю­си), воз­ник­шей на ба­зе Про­грес­сив­ной пар­тии. С 1917 мин. фи­нан­сов. В 1920 в хо­де дис­кус­сии о со­циа­лиз­ме пред­ла­гал рас­смат­ри­вать этот строй как де­ло да­лё­ко­го бу­ду­ще­го, счи­тал на­сущ­ной за­да­чей раз­ви­тие нац. пром. пред­при­ни­ма­тель­ст­ва. По­сле по­езд­ки на Па­риж­скую мир­ную кон­фе­рен­цию 1919–20 вы­сту­пал с ан­ти­за­пад­ных по­зи­ций, пи­сал о ду­хов­ном кра­хе зап. ци­ви­ли­за­ции, про­ти­во­пос­тав­ляя ей куль­ту­ру Ки­тая. От­стаи­вал идею пре­ем­ст­вен­но­сти тра­диц. кит. мо­ра­ли, пред­ла­гал сде­лать кон­фу­ци­ан­ские ду­хов­ные цен­но­сти кон­сти­туц. нор­мой Кит. рес­пуб­ли­ки.

Соч.: Ли­хун­чжан, или По­ли­ти­чес­кая ис­то­рия Ки­тая за пос­лед­ние 40 лет. СПб., 1905; Из­бран­ные про­из­ве­де­ния про­грес­сив­ных ки­тай­ских мыс­ли­те­лей но­во­го вре­ме­ни (1840–1898). М., 1961. С. 135–169; Полн. собр. соч. Пе­кин, 1999. Т. 1–10 (на кит. яз.).

Лит.: Chang Hao. Liang Ch’i-ch’ao and intel­lectual transition in China, 1890–1907. Camb. (Mass.), 1971; Huang P. C. Liang Ch’i-ch’ao and modern Chinese liberalism. Seattle, 1972; Бо­рох Л. Н. Об­ще­ст­вен­ная мысль Ки­тая и со­циа­лизм (на­ча­ло ХХ в.). М., 1984; она же. Кон­фу­ци­ан­ст­во и ев­ро­пей­ская мысль на ру­бе­же XIX–XX вв. Лян Ци­чао: тео­рия об­нов­ле­ния на­ро­да. М., 2001; Xiao Yang. Liang Qichaos’s political and social philosophy // Con­temporary Chinese philosophy. Oxf., 2002.

Вернуться к началу