Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КРО́НОС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 96

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Стрелков
Гея передаёт Кроносу завёрнутый в пелёнки камень. Римский мраморный рельеф. С греческого оригинала сер. 4 в. до н. э. Капитолийские музеи (Рим).

КРО́НОС (Κρόνος), в греч. ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии один из ти­та­нов, млад­ший сын Ура­на и Геи. По­сколь­ку Уран от­сы­лал об­рат­но в не­дра Зем­ли наи­бо­лее мо­гу­чих де­тей, ро­ж­дён­ных Ге­ей (кик­ло­пов и ге­ка­тон­хей­ров – сто­ру­ких ве­ли­ка­нов), бо­ги­ня об­ра­ти­лась к сво­им сы­новь­ям-ти­та­нам с прось­бой о по­мо­щи. Из де­тей толь­ко К. от­клик­нул­ся на моль­бу ма­те­ри. С по­мо­щью же­лез­но­го сер­па, соз­дан­но­го Ге­ей, К. ос­ко­пил Ура­на и за­хва­тил власть, од­на­ко мо­гу­чих де­тей Геи и Ура­на он ос­та­вил в не­драх Зем­ли. От Геи и Ура­на К. уз­нал, что бу­дет от­ре­шён от вла­сти од­ним из сво­их де­тей. По­это­му К. про­гла­ты­вал ка­ж­до­го сво­его ре­бён­ка, ро­ж­дён­но­го его же­ной, ти­та­ни­дой Ре­ей. Од­на­ко Рее, по со­ве­ту Геи, уда­лось об­ма­нуть К., под­ло­жив вме­сто толь­ко что ро­ж­дён­но­го Зев­са ка­мень. Мла­де­нец Зевс был спря­тан в пе­ще­ре на Кри­те, где он рос, ох­ра­няе­мый ку­ре­та­ми. Пер­вая суп­ру­га Зев­са, океа­ни­да Ме­ти­да (Мысль), при­го­то­ви­ла вол­шеб­ное зе­лье, ко­то­рое Зевс хит­ро­стью за­ста­вил вы­пить от­ца. В ре­зуль­та­те дей­ст­вия на­пит­ка К. из­рыг­нул из ут­ро­бы про­гло­чен­ных им де­тей (По­сей­до­на, Аи­да, Ге­ру, Де­мет­ру, Гес­тию). По­бе­див, с по­мо­щью ос­во­бо­ж­дён­ных кик­ло­пов и ге­ка­тон­хей­ров, в про­дол­жи­тель­ной вой­не ти­та­нов, Зевс низ­верг их в Тар­тар. Вме­сте с ни­ми там пре­бы­ва­ет и К. Од­на­ко су­ще­ст­во­ва­ло пре­да­ние о при­ми­ре­нии Зев­са и К., в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го К. бы­ла вруче­на власть на ост­ро­вах бла­жен­ных. По­ми­мо бо­гов-олим­пий­цев от ним­фы Фи­ли­ры (Ли­пы), К. по­ро­дил так­же муд­ро­го кен­тав­ра Хи­ро­на, вос­пи­та­те­ля мн. греч. ге­ро­ев. Ге­си­од пи­сал, что во вре­мя прав­ле­ния К. на зем­ле поя­ви­лись пер­вые лю­ди – по­ко­ле­ние «зо­ло­то­го ве­ка». Со­глас­но ме­ст­ным рас­ска­зам, в Олим­пии имен­но в то да­лё­кое вре­мя был по­стро­ен храм, по­свя­щён­ный К. В ис­то­рич. вре­мя в Олим­пии на вер­ши­не не­вы­со­кой го­ры (на­зван­ной в честь К.), к се­ве­ру от свя­щен­но­го уча­ст­ка (Аль­ти­са), ка­ж­дый год в день ве­сен­не­го рав­но­ден­ст­вия осо­бые жре­цы-ба­си­лы при­но­си­ли К. жерт­вы. В Олим­пии про­изош­ла схват­ка ме­ж­ду Зев­сом и К., и в честь сво­ей по­бе­ды Зевс уч­ре­дил Олим­пий­ские иг­ры. В Афи­нах су­ще­ст­во­вал храм, по­свя­щён­ный К. и Рее, и в древ­ние вре­ме­на пер­вый ме­сяц го­да на­зы­вал­ся кро­нио­ном (июль – ав­густ). Хо­тя назв. ме­ся­ца по­том из­ме­ни­ли, но древ­ний празд­ник кро­нии, уч­реж­дён­ный, со­глас­но тра­ди­ции, ми­фо­ло­гич. ца­рём Кек­ро­пом, про­дол­жа­ли празд­но­вать 12-го чис­ла. Кро­нии бы­ли празд­ни­ком окон­ча­ния убор­ки зер­но­вых куль­тур и со­про­во­ж­да­лись ве­сё­лым за­столь­ем. В этом празд­ни­ке, ве­ро­ят­но, от­ра­зи­лись древ­ней­шие функ­ции К. как зем­ле­дельч. бо­же­ст­ва. В то же вре­мя су­ще­ст­во­ва­ла тра­ди­ция сбли­жать имя К. с обо­зна­че­ни­ем вре­ме­ни – Хро­но­сом (Χρόνος ). В рим. ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии К. со­пос­тав­ля­ли с древ­ним ита­лий­ским бо­же­ст­вом Са­тур­ном.

Ико­но­гра­фия. Изо­бра­же­ния К. встре­ча­ют­ся в др.-греч. пла­сти­ке и ва­зо­пи­си; в иск-ве Воз­ро­ж­де­ния к об­ра­зу К. (Са­тур­на) об­ра­ща­лись П. Пе­руд­жи­но, Ф. Пар­мид­жа­ни­но, Рос­со Фьо­рен­ти­но, Х. Баль­дунг; сре­ди мас­те­ров 17–19 вв. – И. фон Зан­д­рарт, скульп­тор Ф. Гюн­тер (кры­ла­тый ста­рец с ко­сой и пе­соч­ны­ми ча­са­ми – оли­це­тво­ре­ние не­умо­ли­мо­го вре­ме­ни; по­доб­ная ин­тер­пре­та­ция об­раза К. из­вест­на со Сред­неве­ко­вья). Од­но из са­мых из­вест­ных про­из­ве­де­ний в но­вей­шем иск-ве – «Са­турн, по­жи­раю­щий сво­их де­тей» Ф. Гойи (1820–1823, рос­пись из «До­ма Глу­хо­го», ны­не Пра­до, Мад­рид).

Лит.: Ло­сев А. Ф. Ан­тич­ная ми­фо­ло­гия с ан­тич­ны­ми ком­мен­та­рия­ми к ней. Со­б­ра­ние пер­во­ис­точ­ни­ков, ста­тьи и ком­мен­та­рии: Эн­цик­ло­пе­дия олим­пий­ских бо­гов. Хар.; М., 2005.

Вернуться к началу