Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КРЕСТО́ВЫЕ ПОХО́ДЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 709

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: C. П. Карпов

КРЕСТО́ВЫЕ ПОХО́ДЫ, во­ен­но-ко­ло­ни­за­ци­он­ные дви­же­ния за­пад­но­ев­ро­пей­ско­го ры­цар­ст­ва, го­ро­жан, час­ти кре­сть­ян­ст­ва, осу­ще­ст­в­ляв­шие­ся в фор­ме ре­ли­ги­оз­ных войн под ло­зун­гом борь­бы за ос­во­бо­ж­де­ние хри­сти­ан­ских свя­тынь в Свя­той зем­ле из-под вла­сти му­суль­ман. Ини­циа­то­ром и вдох­но­ви­те­лем К. п. бы­ла Рим­ско-ка­то­лич. цер­ковь. Уча­ст­ни­ки К. п., име­но­вав­шие се­бя пи­лиг­ри­ма­ми, на­ши­ва­ли на оде­ж­ды знак кре­ста, от­сю­да их назв. – кре­сто­нос­цы.

Пред­по­сыл­ка­ми К. п. яви­лось со­че­та­ние со­ци­аль­но-эко­но­мич., де­мо­гра­фич., по­ли­тич. и ре­ли­ги­оз­ных фак­то­ров: раз­ви­тие го­ро­дов и то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний, рост на­се­ле­ния в Зап. Ев­ро­пе, ус­ко­рив­шие про­цес­сы рас­слое­ния в об­ще­ст­ве, ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние мис­тич. на­строе­ний, обо­ст­ре­ние борь­бы ме­ж­ду феод. сень­о­ра­ми за зем­лю, рез­кое из­ме­не­ние во­ен.-стра­те­гич. си­туа­ции на Ближ­нем Вос­то­ке. Ос­нов­ная дви­жу­щая си­ла К. п. – ры­цар­ст­во. Ох­ва­чен­ные ре­лиг. по­ры­вом, во­оду­шев­ляв­шим уча­ст­ни­ков пер­вых К. п. и уме­ло ис­поль­зо­вав­шим­ся пап­ст­вом, кре­сто­нос­цы ру­ко­во­дство­ва­лись и су­гу­бо прак­тич. це­ля­ми. Мел­кое ры­цар­ст­во стре­ми­лось при­об­ре­сти на Вос­то­ке по­ме­стья, раз­бо­га­теть. Круп­ные сень­о­ры до­би­ва­лись соз­да­ния соб­ст­вен­ных го­су­дарств и вла­де­ний. Кре­сть­я­не на­дея­лись об­рес­ти за мо­рем сво­бо­ду от феод. по­вин­но­стей и ма­те­ри­альный дос­та­ток. Ку­пе­че­ст­во и зна­чит. мас­са на­се­ле­ния сре­ди­зем­но­мор­ских го­ро­дов и гор. рес­пуб­лик – Пи­зы, Ве­не­ции, Ге­нуи, Мар­се­ля, Бар­се­ло­ны на­ме­ре­ва­лись за­хва­тить вы­год­ные по­зи­ции в тор­гов­ле на Ближ­нем Вос­то­ке. Рим­ско-ка­то­лич. цер­ковь, дав К. п. идео­ло­гич. обос­но­ва­ние как свя­щен­ным вой­нам за ос­во­бо­ж­де­ние Гро­ба Гос­под­ня в Ие­ру­са­ли­ме от «не­вер­ных» и ра­ди по­мо­щи хри­стиа­нам на Вос­то­ке, бе­ря кре­сто­нос­цев под осо­бое по­кро­ви­тель­ст­во, же­ла­ла как ук­ре­пить своё влия­ние на За­па­де, так и ут­вер­дить его в за­воё­ван­ных зем­лях.

По­во­дом к на­ча­лу К. п. по­слу­жи­ло за­вое­ва­ние тур­ка­ми-сель­джу­ка­ми в 1070–1080-е гг. Си­рии и Па­ле­сти­ны, за­хват ими, по­сле раз­гро­ма ви­зант. войск в бит­ве при Ман­ци­кер­те (1071), боль­шей час­ти Ма­лой Азии и об­ра­ще­ние ви­зант. имп. Алек­сея I Ком­ни­на к ря­ду зап.-ев­роп. го­су­да­рей с прось­бой о по­мо­щи.

«Папа Урбан II выступает с проповедью Крестового похода на церковном соборе в Клермоне». Миниатюра из «Истории жизни Готфрида Бульонского». 14 в. Национальная библиотека (Париж).

Пер­вый К. п. (1096–99).27.11.1095 с про­по­ве­дью К. п. на цер­ков­ном со­бо­ре в г. Клер­мон вы­сту­пил па­па Ур­бан II, обе­щав­ший пи­лиг­ри­мам мн. при­ви­ле­гии и от­пу­ще­ние гре­хов. Мо­на­хи, сре­ди ко­то­рых осо­бую по­пу­ляр­ность при­об­рёл про­по­вед­ник Пётр Амь­ен­ский (Пус­тын­ник), ши­ро­ко рас­про­стра­ни­ли эту идею в на­ро­де. Вес­ной 1096 на­ча­лось «свя­тое па­лом­ни­че­ст­во» поч­ти без­о­руж­ной кре­сть­ян­ской бед­но­ты на Вос­ток. По­сле дли­тель­но­го и тя­жё­ло­го пе­ре­хо­да де­мо­ра­ли­зо­ван­ное кре­сть­ян­ское вой­ско бы­ло ис­треб­ле­но сель­джу­ка­ми в сент. 1096 близ Ни­кеи. Ле­том 1096 в по­ход вы­сту­пи­ли франц. и юж.-итал. ры­ца­ри, шед­шие отд. от­ря­да­ми во гла­ве с ло­таринг­ским гер­цо­гом Гот­фри­дом Буль­он­ским и его бра­том Бал­дуи­ном (Бо­дуэном), нор­манд­ским кн. Бо­эмун­дом Та­рент­ским, гра­фом Рай­мон­дом Ту­луз­ским (Рай­мун­дом де Сен-Жи­лем). За­клю­чив со­юз­ный до­го­вор с ви­зант. имп. Алексeем I, они пе­ре­пра­ви­лись в Ма­лую Азию и на­нес­ли ряд по­ра­же­ний сель­джу­кам. 19.6.1097 ка­пи­ту­ли­ро­ва­ла Ни­кея (ото­шла к Ви­зан­тии), в 1098 бы­ли взя­ты Эдес­са и, по­сле дли­тель­ной оса­ды и тя­жё­лой обо­ро­ны от по­до­шед­ших войск эми­ра Кер­бо­ги, – Ан­ти­охия, став­шие сто­ли­ца­ми пер­вых го­су­дарств кре­сто­нос­цев – од­но­им. граф­ст­ва и кня­же­ст­ва. В 1099 штур­мом взят Ие­ру­са­лим, с 1100 сто­ли­ца Ие­ру­са­лим­ско­го ко­ро­лев­ст­ва, в вас­саль­ной за­ви­си­мо­сти от ко­то­ро­го на­хо­ди­лись ос­таль­ные го­су­дар­ст­ва кре­сто­нос­цев. Его пра­ви­те­лем стал Гот­фрид Буль­он­ский, а по­сле его смер­ти в 1100 ры­ца­ри из­бра­ли пер­вым ко­ролём его бра­та Бал­дуи­на (Бо­ду­эна), гра­фа Эдес­сы. В 1101–24 про­дол­жа­лись за­хва­ты зе­мель Си­рии и Па­ле­сти­ны кре­сто­нос­ца­ми. В 1109 бы­ло об­ра­зо­ва­но граф­ст­во Три­по­ли.

Вто­рой К. п. (1147–49) был пред­при­нят в от­вет на за­хват сель­джу­ка­ми Эдес­сы в 1144. Он воз­глав­лял­ся франц. ко­ро­лём Лю­до­ви­ком VII и герм. ко­ро­лём Кон­ра­дом III; за­кон­чил­ся по­ра­же­ни­ем нем. кре­сто­нос­цев и не­уда­чей фран­цу­зов, без­ус­пеш­но пы­тав­ших­ся взять Да­маск.

«Единоборство Ричарда Львиное Сердце и Салах ад-Дина». Миниатюра из Псалтири сэра Джеффри Латрелла. 1340. Британская библиотека (Лондон).

Тре­тий К. п. (1189–92) был вы­зван пол­ным раз­гро­мом Ие­ру­са­лим­ско­го ко­ро­лев­ст­ва и за­хва­том его сто­ли­цы егип. сул­та­ном Са­лах ад-Ди­ном в 1187. Пред­во­ди­те­ли по­хо­да – им­пе­ра­тор Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии Фрид­рих I Бар­ба­рос­са, франц. ко­роль Фи­липп II Ав­густ и англ. ко­роль Ри­чард Льви­ное Серд­це, вра­ж­до­вав­шие ме­ж­ду со­бой. Взяв Ико­ний (ны­не Ко­нья), Фрид­рих I по­гиб в 1190 в Ки­ли­кии при пе­ре­пра­ве че­рез гор­ную ре­ку, его вой­ско рас­па­лось. Анг­ли­ча­не и фран­цу­зы в 1191 взя­ли порт Ак­ра, по­сле че­го Фи­липп II от­был на ро­ди­ну. Ри­чард Льви­ное Серд­це в 1191 за­вое­вал от­пав­ший ра­нее от Ви­зан­тии Кипр, став­ший за­тем са­мо­сто­ят. ко­ро­лев­ст­вом (1192–1489), а в 1192 под­пи­сал с Са­лах ад-Ди­ном мир, по ус­ло­ви­ям ко­то­ро­го за Ие­ру­са­лим­ским ко­ро­лев­ст­вом со­хра­ня­лось по­бе­ре­жье от Ти­ра до Яф­фы. Ие­ру­са­лим от­вое­вать не уда­лось.

Чет­вёр­тый К. п. (1202–04) пла­ни­ро­вал­ся па­пой Ин­но­кен­ти­ем III про­тив Егип­та. Его уча­ст­ни­ка­ми ста­ли Ве­не­ция, франц., нем. и флам. ры­ца­ри, а пред­води­те­лем мар­киз Мон­фер­ра­та Бо­ни­фа­ций. При­быв в Ве­не­цию, зап.-ев­роп. ры­ца­ри не смог­ли уп­ла­тить ве­не­ци­ан­цам день­ги на сна­ря­же­ние фло­та, пре­ду­смот­рен­ные пер­во­на­чаль­ным до­го­во­ром. Ра­ди от­сроч­ки дол­га во­ж­ди по­хо­да со­гла­си­лись на за­хват по пу­ти сле­до­ва­ния г. За­дар, на вла­де­ние ко­то­рым пре­тен­до­ва­ла Ве­не­ция, но в те го­ды он при­над­ле­жал венг. ко­ро­лю. В 1202 За­дар был взят кре­сто­нос­ца­ми и пе­ре­дан Ве­не­ции.

«Взятие Константинополя». Напольная мозаика в храме Сан-Джованни-Эванжелиста в Равенне.

Со­гла­сив­шись на прось­бу о по­мо­щи в вос­ста­нов­ле­нии на тро­не ви­зант. ца­ре­ви­ча Алек­сея IV Ан­ге­ла, чей отец Иса­ак II Ан­гел был низ­ло­жен и ос­ле­п­лён в 1195, в об­мен на обе­ща­ние 200000 ма­рок се­реб­ром и уча­стие в по­хо­де в Свя­тую зем­лю, Бо­ни­фа­ций Мон­фер­рат­ский при со­дей­ст­вии до­жа Ве­не­ции Эн­ри­ко Дан­до­ло на­пра­вил по­ход к Кон­стан­ти­но­по­лю. Вы­са­див­шись в Га­ла­те, в ию­ле 1203 кре­сто­нос­цы во­рва­лись в по­до­жжён­ный Кон­стан­ти­но­поль и вос­ста­но­ви­ли на пре­сто­ле Исаа­ка II и его сы­на Алек­сея IV. По­след­ние не смог­ли вы­пол­нить ус­ло­вий до­го­во­ра и по­те­ря­ли власть в ре­зуль­та­те пе­ре­во­ро­та Алек­сея V Ду­ки. Кре­сто­нос­цы при­ня­ли ре­ше­ние ов­ла­деть Ви­зан­ти­ей и раз­де­лить её ме­ж­ду со­бой. 12.4.1204 Кон­стан­ти­но­поль взят штур­мом и под­верг­нут гра­бе­жу. Мно­гие его па­мят­ни­ки бы­ли раз­ру­ше­ны, церк­ви ос­к­вер­не­ны, со­кро­ви­ща и ре­ли­к­вии вы­во­зи­лись на За­пад. Кре­сто­нос­цам не уда­лось за­вое­вать всю тер­ри­то­рию Ви­зан­тии. Ими бы­ли об­ра­зо­ва­ны Ла­тин­ская им­пе­рия с цен­тром в Кон­стан­ти­но­по­ле (1204–61), им­пе­ра­то­ром был из­бран флан­д­р­ский граф Бо­ду­эн (Балдуин I), Фес­са­ло­ник­ское ко­ро­лев­ст­во (1204–24) во гла­ве с Бо­ни­фа­ци­ем Мон­фер­рат­ским, Мо­рей­ское кн-во на Пе­ло­пон­не­се (1205–1432), Афин­ское гер­цог­ст­во (1205–1456) и др. Ряд квар­та­лов в Кон­стан­ти­но­по­ле, мн. тер­ри­то­рии в Эгей­ском м., вклю­чая го­ро­да Корон и Мо­дон, ост­ро­ва Эв­бея и Крит, дос­та­лись ве­не­ци­ан­цам. Греч. цер­ковь на за­воё­ван­ных зем­лях бы­ла по­став­ле­на под кон­троль пап­ст­ва, пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским был из­бран ка­то­лич. пре­лат ве­не­циа­нец Том­ма­зо Мо­ро­зи­ни. 4-й К. п., на­прав­лен­ный про­тив хри­сти­ан, оз­на­ме­но­вал глу­бо­кий кри­зис кре­сто­нос­но­го дви­же­ния, при­вёл к уг­луб­ле­нию рас­ко­ла церк­вей, уси­лив не­при­ятие унии греч. кли­ром и на­се­ле­ни­ем.

Пя­тый К. п. (1217–21) про­тив Егип­та, в ор­га­ни­за­ции ко­то­ро­го уча­ст­во­ва­ли венг. ко­роль Эн­д­ре II, австр. гер­цог Ле­о­польд VI, ко­роль Кип­ра Гу­го I Лу­зинь­ян и пра­ви­те­ли го­су­дарств кре­сто­нос­цев, за­кон­чил­ся без­ре­зуль­тат­но. Кре­сто­нос­цам не уда­лось удер­жать взя­тый г. Дамь­ет­та и, ок­ру­жён­ные вой­ском Айю­би­дов, они долж­ны бы­ли ка­пи­ту­ли­ро­вать.

В хо­де шес­то­го К. п. (1228–29) воз­глав­ляв­ший его им­пе­ра­тор Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии Фрид­рих II Штау­фен су­мел пу­тём мир­ных пе­ре­го­во­ров не­на­дол­го вер­нуть Ие­ру­са­лим (1229–44).

Седь­мой К. п. (1248–54) про­тив Егип­та и вось­мой К. п. (1270) про­тив Ту­ни­са, под­го­тов­лен­ные франц. ко­ро­лём Лю­до­ви­ком IX Свя­тым, за­кон­чи­лись раз­гро­мом ар­мий кре­сто­нос­цев. В 1291 по­след­ние вла­де­ния кре­сто­нос­цев в Си­рии и Па­ле­сти­не бы­ли за­воё­ва­ны сул­та­ном Егип­та.

По­пыт­ки ор­га­ни­зо­вы­вать К. п. на Вос­ток пред­при­ни­ма­лись и в 14–15 вв. Это т. н. позд­ние К. п., гл. об­ра­зом про­тив турок-ос­ма­нов. Вой­ско кре­сто­нос­цев во гла­ве с венг. ко­ро­лём Жиг­мон­дом I Люк­сем­бур­гом (Си­гиз­мун­дом I) бы­ло раз­гром­ле­но ос­ма­на­ми в Ни­ко­поль­ском сра­же­нии (1396). Вой­ско во гла­ве с ко­ро­лём Поль­ши и Венг­рии Вла­ди­сла­вом III и тран­силь­ван­ским вое­во­дой Яно­шем Хунь­я­ди по­сле ря­да ус­пе­хов бы­ло ис­треб­ле­но ос­ма­на­ми в бит­ве при Вар­не (1444).

В хо­де К. п. бы­ли об­ра­зо­ва­ны ду­хов­но-ры­цар­ские ор­де­на: в нач. 12 в. – ио­ан­ни­тов (гос­пи­таль­е­ров), ок. 1118 – там­плие­ров (хра­мов­ни­ков), в 1198 – Тев­тон­ский ор­ден Де­вы Ма­рии (пе­ре­ме­щён в При­бал­ти­ку в нач. 13 в.). К. п. лишь на ко­рот­кое вре­мя дос­тиг­ли сво­ей пря­мой це­ли – ос­во­бо­ж­де­ния от вла­сти му­суль­ман Гро­ба Гос­под­ня (Свя­той зем­ли). Они при­ве­ли к боль­шим люд­ским и ма­те­ри­аль­ным по­те­рям, к ус­та­нов­ле­нию на тер­ри­то­рии Си­рии, Па­ле­сти­ны, быв. Ви­зан­тии – Ла­тин­ской Ро­ма­нии – бо­лее су­ро­во­го, чем ра­нее, сень­о­ри­аль­но­го ре­жи­ма. К. п. уси­ли­ли ми­гра­ци­он­ные про­цес­сы, со­дей­ст­во­ва­ли об­ра­зо­ва­нию тор­го­вых фак­то­рий зап.-ев­роп. го­ро­дов на Ближ­нем Вос­то­ке и рос­ту то­ва­ро­об­ме­на ме­ж­ду Ев­ро­пой и Ле­ван­том. В ре­зуль­та­те К. п., бла­го­да­ря от­то­ку на Вос­ток наи­бо­лее «мя­теж­но­го» эле­мен­та, ук­ре­пи­лась цен­тра­ли­за­ция ря­да го­су­дарств Зап. Ев­ро­пы. По­хо­ды спо­соб­ст­во­ва­ли про­грес­су во­ен. де­ла в Ев­ро­пе, сти­му­ли­ро­ва­ли строи­тель­ст­во во­ен­ных и транс­порт­ных су­дов, в т. ч. ско­ро­ст­ных и зна­чи­тель­но боль­ше­го во­до­из­ме­ще­ния, вне­дре­нию но­вых ви­дов воо­ру­же­ния.

В фор­ме К. п. осу­ще­ст­в­ля­лись Ре­кон­ки­ста на Пи­ре­не­ях, за­вое­ва­ние и ко­ло­ни­за­ция сла­вян­ских зе­мель 12–13 вв., Аль­би­гой­ские вой­ны во Фран­ции в 1209–1229, борь­ба с Гу­сит­ским дви­же­ни­ем в Че­хии в 15 в. и др.

Лит.: A history of the Crusades / Ed. K. M. Setton. 2nd ed. Madison, 1969–1989. Vol. 1–6; За­бо­ров М. А. Кре­сто­нос­цы на Вос­то­ке. М., 1980; Ис­то­рия кре­сто­вых по­хо­дов / Под ред. Дж. Рай­ли-Сми­та. М., 1998; Balard M. Croi­sades et Orient Latin XI – XIV siècle. P., 2001; Ми­шо Ж. Ф. Ис­то­рия кре­сто­вых по­хо­дов. М., 2005; Ус­пен­ский Ф. И. Ис­то­рия кре­сто­вых по­хо­дов. М., 2005.

Вернуться к началу