Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КО́НРАД

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 69

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Алпатов, Э. В. Молодякова

КО́НРАД Ни­ко­лай Ио­си­фо­вич [1(13).3.1891, Ри­га – 30.9.1970, Мо­ск­ва], рос. вос­то­ко­вед, акад. АН СССР (1958). Один из соз­да­те­лей отеч. япо­ни­сти­ки. В 1912 окон­чил вост. ф-т С.-Пе­терб. ун-та и Прак­тич. вост. ака­де­мию (С.-Пе­тер­бург), уче­ник В. М. Алек­сее­ва. В 1912, 1914–17, 1927 в ко­ман­ди­ров­ках в Япо­нии. В 1922–38 зав. ка­фед­ра­ми япон. язы­ка в ЛГУ и Ле­нингр. ин-те вос­то­ко­ве­де­ния, в 1930–1938 зав. япон. ка­би­не­том в Ин-те вос­то­ко­ве­де­ния АН СССР. В 1938 аре­сто­ван. По­сле ос­во­бож­де­ния в 1941 за­ве­до­вал ка­фед­рой япон. язы­ка Моск. ин-та вос­то­ко­ве­де­ния (до 1949). С 1943 со­труд­ник Ин-та вос­то­ко­ве­де­ния АН СССР.

Для тру­дов К. ха­рак­тер­ны куль­ту­ро­ведч. на­прав­лен­ность, ин­те­рес к тео­ре­тич. про­бле­мам, стрем­ле­ние свя­зать ис­то­рию с со­вре­мен­но­стью. Уже в сво­ей пер­вой ра­бо­те «Со­вре­мен­ная на­чаль­ная шко­ла в Япо­нии» (1913) К. ста­вил об­щие во­про­сы раз­ви­тия япон. куль­ту­ры в пе­ри­од ев­ро­пеи­за­ции. В нач. 1920-х гг. К. опуб­ли­ко­вал пе­ре­во­ды япон. лит. па­мят­ни­ков «За­пис­ки из ке­льи» и «Исэ-мо­но­га­та­ри». В 1920–30-х гг. под­го­то­вил очер­ки япон. ис­то­рии до 19 в., при­ме­нив к ней мар­кси­ст­ский ана­лиз, ак­тив­но изу­чал япон. клас­сич. и совр. лит-ру, япон. те­атр, из­дал са­мое под­роб­ное для отеч. нау­ки то­го вре­ме­ни опи­са­ние япон. грам­ма­ти­ки («Син­так­сис япон­ско­го на­цио­наль­но­го ли­те­ра­тур­но­го язы­ка», 1937).

Сре­ди ки­тае­ведч. ра­бот К. вы­де­ля­ют­ся пе­ре­во­ды древ­них па­мят­ни­ков во­ен. мыс­ли «Сунь-Цзы» (1950) и «У-Цзы» (1958), вы­пол­нен­ные в за­клю­че­нии; сре­ди ра­бот по Ко­рее – «Очер­ки со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции и ду­хов­ной куль­ту­ры ко­рей­цев на ру­бе­же XIX–XX вв.» (опубл. в 1996).

В 1950–60-х гг. К. ра­бо­тал в осн. в жан­ре про­блем­ных ста­тей (со­б­ра­ны в кн. «За­пад и Вос­ток», 1966; 2-е изд., 1972), в ко­то­рых ста­вил об­щие во­про­сы раз­ви­тия ми­ро­вой куль­ту­ры, в т. ч. вы­дви­нул ши­ро­ко­мас­штаб­ную кон­цеп­цию «вос­точ­но­го Ре­нес­сан­са», ста­вив­шую в еди­ный ряд куль­тур­ное раз­ви­тие Ки­тая 7–10 вв., Ближ­не­го Вос­то­ка 11–13 вв. и Зап. Ев­ро­пы 13–16 вв. За­ни­ма­ясь про­бле­ма­ми ти­по­ло­гии, куль­тур­ных взаи­мо­свя­зей, фи­ло­со­фи­ей ис­то­рии, К. рас­смат­ри­вал раз­ви­тие куль­ту­ры в отд. стра­нах как часть еди­но­го все­мир­но­го по­сту­па­тель­но­го эво­лю­ци­он­но­го дви­же­ния, зна­чит. роль в ко­то­ром, по его мне­нию, иг­ра­ли стра­ны Вос­то­ка. Идею ис­то­рич. про­грес­са К. свя­зы­вал с идея­ми гу­ма­низ­ма.

Гл. ре­дак­тор «Боль­шо­го япон­ско-рус­ско­го сло­ва­ря» (т. 1–2, 1970; Гос. пр. СССР, 1972, посм.). Мн. ра­бо­ты К. опуб­ли­ко­ва­ны посм. в 1970–90-х гг. На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1945, 1954).

Соч.: Япо­ния. На­род и го­су­дар­ст­во. П., 1923; Япон­ская ли­те­ра­ту­ра в об­раз­цах и очер­ках. Л., 1927. М., 1991; Очерк япон­ской ис­то­рии с древ­ней­ших вре­мен до «ре­во­лю­ции Мейд­зи». М., 1937; Япон­ская ли­те­ра­ту­ра. От «Код­зи­ки» до То­ку­то­ми. М., 1974; Избр. тру­ды. Ис­то­рия. М., 1974; Избр. тру­ды. Ли­те­ра­ту­ра и те­атр. М., 1978; Си­но­ло­гия. М., 1995; Не­опуб­ли­ко­ван­ные ра­бо­ты. Пись­ма. М., 1996.

Лит.: Ли­се­вич И. С. Диа­лог ис­то­ри­ков. Пе­ре­пис­ка А. Тойн­би с Н. Кон­ра­дом // Но­вый мир. 1967. № 7; Н. И. Кон­рад. [Нек­ро­лог] // На­ро­ды Азии и Аф­ри­ки. 1970. № 5; Ива­нов ВячВс. Н. И. Кон­рад как ин­тер­пре­та­тор тек­стов // Исэ мо­но­га­та­ри. М., 1979; Ал­па­тов В. М. Н. И. Кон­рад // Вос­ток. 1991. № 2; он же. Н. И. Кон­рад // Порт­ре­ты ис­то­ри­ков. Вре­мя и судь­бы. М., 2004. Т. 3.

Вернуться к началу