Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИНТА́НА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 722

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КИНТА́НА (Quintana) Ма­ну­эль Хо­се (11.4.1772, Мад­рид – 11.3.1857, там же), исп. об­ществ. дея­тель, пи­са­тель. Изу­чал пра­во в ун-те Са­ла­ман­ки, ра­бо­тал ад­во­ка­том в Мад­ри­де. При­ни­мал уча­стие в Исп. ре­во­лю­ции 1808–14 (см. Ис­пан­ские ре­во­лю­ции 19 в.), сек­ре­тарь Центр. хун­ты и один из ав­то­ров её дек­ре­тов и по­ста­нов­ле­ний. В 1814–20 на­хо­дил­ся в за­клю­че­нии. Во вре­мя Исп. ре­во­лю­ции 1820–23 де­пу­тат кор­те­сов, при­мы­кал к пар­тии мо­де­ра­дос («уме­рен­ных»). В 1823 вы­слан в г. Ба­да­хос. В 1828 вер­нул­ся в Мад­рид, за­ни­мал­ся лит. дея­тель­но­стью. В пе­ри­од Исп. ре­во­лю­ции 1834–43 ге­не­раль­ный ди­рек­тор нар. об­ра­зо­ва­ния. В 1840 на­зна­чен на­став­ни­ком Иза­бел­лы II. В 1854 по­лу­чил ти­тул гран­да.

Лит. дея­тель­ность на­чал в рус­ле сен­ти­мен­та­ли­ст­ской по­эзии, од­на­ко позд­нее об­ра­тил­ся к клас­си­циз­му. Ав­тор сти­хотв. трак­та­та «Пра­ви­ла дра­мы» («Las reglas del drama», 1791), в ко­то­ром от­стаи­вал прин­ци­пы клас­си­ци­стич. по­эти­ки. В тра­ге­дии «Пе­лайо» («Pelayo», 1790) вы­сту­пал в за­щи­ту сво­бо­ды и не­за­ви­си­мо­сти Ис­па­нии. В мно­го­числ. одах, по­эме «Пан­те­он Эс­ко­риа­ла» («El Pantheón del Es­corial», 1808) и в про­заи­че­ских «Жиз­не­опи­са­ни­ях ве­ли­ких ис­пан­цев» («Vidas de españoles célebres», vol. 1–3, 1807–33) про­све­ти­тель­ские идеи со­че­та­ют­ся с идея­ми ти­ра­но­бор­че­ст­ва и сво­бо­до­лю­бия. За свою лит. дея­тель­ность в 1855 на за­се­да­нии кор­те­сов увен­чан Иза­бел­лой II лав­ро­вым вен­ком.

Соч.: Obras inéditas. Madrid, 1872; Obras com­pletas. Madrid, 1897–1898. Vol. 1–3.

Лит.: Dérozier A. M. J. Quintana y el na­ci­mien­to del liberalismo en España. Madrid, 1978; Martínez Torrón D. M. J. Quintana y el espíri­tu de la España liberal (con textos desconocidos). Sevilla, 1995.

Вернуться к началу