КАМПАНЕ́ЛЛА
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАМПАНЕ́ЛЛА (Campanella) Томмазо (5.9.1568, Стило, Калабрия – 21.5.1639, Париж), итал. философ, богослов, социально-политич. мыслитель, поэт. Родился в семье сапожника, до пострижения в монахи доминиканского ордена (1583) носил имя Джованни Доменико (Giovanni Domenico). Не удовлетворённый схоластич. учёностью, культивируемой его орденом, К. познакомился с натурфилософией Б. Телезио; его учение он защищал в трактате «Философия, доказанная ощущениями» («Philosophia sensibus demonstrata», опубл. в 1591). Впервые арестован инквизицией по обвинению в ереси в 1594, выдержал четыре процесса, сопровождавшиеся пытками; освобождён в 1598. В том же году К. принял активное участие в антииспанском заговоре, раскрытом из-за доноса в авг. 1599. К. жестоко пытали, смертной казни он сумел избежать, умело симулируя безумие. Приговорённый к пожизненному заключению, 27 лет томился в казематах Неаполя. В заточении написал многочисл. сочинения по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике: «Монархия Мессии» («Monarchia Messiae», созд. в 1606, опубл. в 1633), «Метафизика» («Metaphysica», 1609–23), «Побеждённый атеизм» («Atheismus triumphatus», созд. в 1607, опубл. в 1631), «Апология Галилея» («Apologia di Galileo», 1616), «Город Солнца», «Теология» («Theologia», 1613–24) и др. В 1626 К. добился перевода в Рим. Заинтересовав своими занятиями магией папу Римского Урбана VIII, К. смог получить свободу (1629). Раскрытие в Неаполе нового антииспанского заговора побудило К. бежать в 1634 во Францию. Там он нашёл дружеский приём учёных и политиков, пользовался покровительством А. Ж. Ришельё, получил от Сорбонны разрешение на публикацию своих трудов. Умер в нищете.
Современник основателей философии и науки Нового времени – И. Кеплера и Г. Галилея, Ф. Бэкона и Р. Декарта – сам К. в большей степени принадлежал культуре уходящего Возрождения. Человек необычайной одарённости и разносторонних интересов, он в своих сочинениях стремился к универсальному науч. синтезу, обнимающему основополагающие идеи философии, а также естеств. и гуманитарных дисциплин. Вслед за Б. Телезио К. утверждал зависимость организации материи от бестелесных активных начал тепла и холода. Тепло – источник всякого движения в природе, причина «возникновения, изменения и гибели вещей». Всем им свойственно стремление к самосохранению, а для этого они должны обладать способностью к ощущению (трактат «Del senso delle cose e della magia», 1604). Вселенная представала у К. одушевлённым существом, своего рода «чувствующим животным». Органическую жизнь К. объяснял наличием «естественной души», или тёплого, тонкого и подвижного духа, возникающего под воздействием света и тепла, исходящих от Солнца, и равно присущего человеку, животным и растениям. К. выдвинул учение о «прималитетах» (primalitates), трёх гл. атрибутах бытия – мощи, мудрости и любви: всякому сущему свойственны возможность бытия, осознание своего бытия и всего, что этому бытию враждебно или дружественно, а также любовь к своему бытию.
Началом познания К. считал ощущение, на основе которого строится рассуждение, создающее общие понятия путём индукции. Однако внешнее чувство, по К., не обладает абсолютной достоверностью. Лишь внутр. опыт даёт человеку прочную опору познания, т. к. в собств. душе, через осознание того, что он существует и обладает знанием об этом существовании, человек приходит к осн. определениям и модусам бытия. К. полагал, что при всей внешней, феноменальной раздельности вещи по своей внутр. сути, на метафизич. уровне, причастны к божественному единству, а поэтому имеют некую тайную связь, «симпатическое общение» друг с другом, искать и использовать которое призвана «естественная магия». Дополнением ей служит «магия искусственная», представляющая собой открытия и изобретения человеческого гения.
К. был последовательным сторонником вселенского единства человечества. В трактате «Испанская монархия» («Monarchia di Spagna», 1600) он настаивал на том, что короли Испании предназначены Провидением возглавить вселенскую монархию; в соч. «Монархия Мессии» К. мечтал об универсальном теократич. государстве, верховным правителем которого должен быть папа Римский, а прочие государи – исполнителями его воли. Образец совершенных обществ. отношений и гос. строя К. представил в получившем широкую известность диалоге «Город Солнца» («La città del Sole»), написанном первоначально, по-видимому, на итал. яз. в 1602 (?) и опубликованном во Франкфурте в 1623 в лат. переводе (его принадлежность К. остаётся предметом дискуссий). Обитатели изображённого в этом произведении, традиционно относимом к жанру социальной утопии, города-государства (солярии) ведут «философский образ жизни общиной», для них характерна общность имущества, включая жён. Управляет государством верховный первосвященник – Метафизик, избираемый из мудрейших и учёнейших граждан, ему помогают представители «прималитетов» – триумвират Могущества, Мудрости и Любви. Важнейшую роль в жизни государства играет наука, предписаниям которой соответствуют все установления и распорядки соляриев. Все жители «города Солнца» участвуют в трудовой деятельности; продолжительность рабочего дня ограничивается 4 часами и может быть сокращена ещё больше, с тем чтобы освободить время для «приятных занятий науками» и «развития умственных и телесных способностей». От физич. труда избавлена особая группа учёных-жрецов, занимающихся организацией произ-ва, а также осуществляющих духовное и политич. руководство обществом. Описанное К. государство было призвано воспитывать в своих гражданах принципы общежития и избавить их от гнетущей души материальной зависимости, поскольку «не они служат вещам, а вещи им».
К. является автором ряда собственно лит. сочинений: двух версий выдержанного в русле неоаристотелизма 16 в. трактата «Поэтика» (итал. – 1596 и лат. – 1612); стихотворений разных лет (впервые опубл. в 1622); комментариев к стихам Урбана VIII (между 1627 и 1631, опубл. полностью в 1983); нескольких утраченных сочинений, в т. ч. трагедии «Мария Шотландская» (1598). Гл. эстетич. ориентир для К.-поэта – Данте; большинство его стихотворений полемически заострены против петраркизма, содержат напряжённый, развёрнутый и подчас мучительный диалог поэта с Богом, отражают динамику развития философской доктрины автора. Наиболее известны т. н. коммунистический сонет, связанный с идеями раннего христианства; «Сонет, написанный на Кавказе», в котором К. уподобляет себя Прометею, а также одно из самых ортодоксальных сочинений К. – «Канцона к Берилло».