Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

И́РОД АНТИ́ПА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 703

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Л. Смышляев

И́РОД АНТИ́ПА (20 до н. э. – по­сле 39 н. э.), сын и один из на­след­ни­ков Иро­да I Ве­ли­ко­го, с 4 до н. э. пра­ви­тель Га­ли­леи и Пе­реи (За­иор­да­нья) в ран­ге тет­рар­ха. И. А. дос­та­лись мно­го­люд­ные и бо­га­тые при­род­ны­ми ре­сур­са­ми, но пе­ри­фе­рий­ные, от­ста­лые в хо­зяйств. и куль­тур­ном от­но­ше­нии об­лас­ти, за­се­лён­ные гл. обр. ев­рея­ми. Он ак­тив­но за­ни­мал­ся гра­до­стро­ит. дея­тель­но­стью: пе­ре­стро­ил и рас­ши­рил сто­ли­цу Га­ли­леи Сеп­фо­рис, ос­но­вал в Заи­ор­да­нье г. Ли­виа­да, на­зван­ный в честь Ли­вии (же­ны Ав­гу­ста и ма­те­ри Ти­бе­рия), а на зап. бе­ре­гу Га­ли­лей­ско­го м. – но­вую сто­ли­цу сво­их вла­де­ний Ти­ве­риа­ду, на­зван­ную в честь Ти­бе­рия, ко­то­рый был по­кро­ви­те­лем и дру­гом Иро­да Ан­ти­пы.

Же­нить­ба И. А. на сво­ей пле­мян­ни­це, внуч­ке Иро­да I Ве­ли­ко­го Иро­диа­де, ко­то­рая до это­го бы­ла за­му­жем за свод­ным бра­том И. А., про­ти­во­ре­чи­ла иу­дей­ским обы­ча­ям и вы­зва­ла не­до­воль­ст­во его под­дан­ных. Под влия­ни­ем Иро­диа­ды И. А. об­ра­тил­ся в 39 н. э. к Ка­ли­гу­ле с прось­бой о на­де­ле­нии его ти­ту­лом ца­ря. Не­доб­ро­же­ла­те­ли И. А. пред­ста­ви­ли это как след­ст­вие стрем­ле­ния к вос­ста­нию и от­де­ле­нию от Ри­ма, и И. А. был со­слан в Гал­лию (по др. дан­ным, в Ис­па­нию).

Ко вре­ме­ни прав­ле­ния И. А. от­но­сит­ся на­ча­ло хри­сти­ан­ской про­по­ве­ди в Па­ле­сти­не. По со­об­ще­нию Ио­си­фа Фла­вия, И. А., на­пу­ган­ный ог­ром­ной по­пу­ляр­но­стью Ио­ан­на Кре­сти­те­ля в Пе­рее, ве­лел (ок. 29 н. э.) аре­сто­вать и каз­нить его (Иу­дей­ские древ­но­сти, XVIII.5.2). Др. вер­сия этой ис­то­рии да­на в Еван­ге­лии от Мар­ка (6:14–28): Ио­анн Кре­сти­тель был аре­сто­ван за об­ли­че­ние Иро­диа­ды и обез­глав­лен по прось­бе уго­див­шей И. А. сво­им тан­цем его пад­че­ри­цы Са­ло­меи, до­че­ри Иро­диа­ды. В Еван­ге­лии от Лу­ки рас­ска­зы­ва­ет­ся о встре­че И. А. и Ии­су­са Хри­ста. Ко­гда в Га­ли­лее И. А. ус­лы­шал о про­по­ве­ди и чу­де­сах Ии­су­са и о том, что его счи­та­ют вос­крес­шим из мёрт­вых Ио­ан­ном Кре­сти­те­лем, он за­хо­тел уви­деть Ии­су­са (9:7–9). Встре­ча со­стоя­лась в Ие­ру­са­ли­ме, ку­да И. А. при­был на празд­ник Пас­хи. Уз­нав, что Ии­сус ро­дом из Га­ли­леи, Пи­лат Пон­тий ото­слал его на суд пра­вив­ше­го Га­ли­ле­ей И. А. Тот, на­де­ясь уви­деть к.-л. чу­до, до­про­сил Ии­су­са в при­сут­ствии пер­во­свя­щен­ни­ков и книж­ни­ков, но от­ве­тов на свои во­про­сы так и не по­лу­чил. То­гда, по­сме­яв­шись над Ии­су­сом, он ве­лел об­лечь его в свет­лую оде­ж­ду (ви­ди­мо, в знак его не­ви­нов­но­сти) и ото­слать об­рат­но к Пон­тию Пи­ла­ту, ко­то­рый со­гла­сил­ся с тем, что Ии­сус не за­слу­жи­ва­ет смер­ти (23:6–15).

Лит.: Hoehner H. W. Herod Antipas. Grand Rapids, 1980; Kokkinos N. The Herodian dy­nasty: origins, role in society and eclipse. Shef­field, 1998.

Вернуться к началу