ЕВРО́ПА
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕВРО́ПА (Εὐρώπη), в греч. мифологии дочь финикийского царя Агенора. Влюбившийся в Е. Зевс похитил её, по одному из вариантов мифа, превратившись сам в быка, по другому – послав за ней быка. Переплыв на спине этого быка море, Е. попала на Крит, где Зевс разделил с ней ложе, после чего она родила сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманфа. Затем она стала супругой бездетного критского царя Астерия («звёздного»), усыновившего её детей.
В изобразит. иск-ве получил распространение сюжет «Похищение Европы», представленный либо сценой соблазнения (бык, ласкающийся к Европе), либо собственно похищения (Европа, восседающая на спине плывущего по морю быка). Он встречается в памятниках др.-греч. пластики (метопа «храма малых метоп» в Селинунте, 510–500 до н. э., Археологич. музей, Палермо; беотийская терракотовая статуэтка, 550–500, Лувр, Париж), вазописи (чернофигурная ойнохойя, 550–500, Худож. музей, Кливленд; краснофигурная гидрия, 525–475, Ашмолеанский музей, Оксфорд), в помпеянских мозаиках (Вилла Сан-Марко, Стабии, 1 в. н. э.) и фресках (15 до н. э. – 15 н. э., Археологич. музей, Неаполь). В ср.-век. книжной миниатюре мотив использовался в иллюстрациях к «Метаморфозам» Овидия. В 15 в. появляется в росписях кассоне (Либерале да Верона, Бартоломео ди Джованни), в скульптуре (статуэтка Иль Риччо, Музей изящных искусств, Будапешт). В культуре 16–18 вв. «Похищение Европы» вошло в круг наиболее популярных сюжетов античной мифологии, в живописи к нему обращались П. Веронезе, Тициан, Дж. Б. Тьеполо, П. П. Рубенс, Рембрандт, К. Лоррен, А. Ватто, Ф. Буше, Г. Моро и др.; в графике – А. Дюрер, А. Темпеста и др. В кон. 19–20 вв. сюжет получил новые смысловую окраску и символич. наполнение в работах Вал. А. Серова, П. Боннара, А. Матисса, М. Бекманна.