ДИО́НИС
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИО́НИС (Διόνυσος), Бахус, Вакх, в греч. религии и мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (лидийско-фригийского или фракийского) происхождения. Хотя имя Д. встречается на табличках критского письма 14 в. до н. э., повсеместное распространение культа в Древней Греции относится к 8–7 вв. до н. э. (периоду формирования полисов, а затем полисной демократии), когда культ Д. стал вытеснять культы местных богов и героев. Как божество земледельческого круга, бог плодоносных сил природы, Д. противопоставлялся Аполлону – как божеству прежде всего родовой аристократии. Нар. основа культа Д. отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов.
Согласно основному мифу, Д. – сын Зевса и Семелы (дочери царя Фив Кадма). По наущению ревнивой жены Зевса Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всём своём величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнём смертную Семелу. Зевс выхватил из пламени недоношенного младенца и зашил его в своё бедро. В положенное время Зевс родил Д., распустив швы на бедре, и потом отдал младенца на воспитание нисейским нимфам (или сестре Семелы). Когда Гера вселила в Д. безумие, он начал скитаться по Египту и Сирии, во Фригии богиня Кибела – Рея исцелила Д. и приобщила к своим оргиастическим мистериям. Во время плавания с о. Икария на о. Наксос Д. похитили пираты, которые стали свидетелями его удивительных превращений: оковы спали с рук закованного ими Д.; оплетя виноградной лозой и плющом мачту и паруса корабля, он явился в облике медведя, затем льва, а сами пираты, в страхе бросившиеся в море, превратились в дельфинов.
Греки связывают с Д. открытие виноградной лозы. Связь с растительными силами природы подчёркивается эпитетами Д.: Эвий («плющ», «плющевой»), «виноградная гроздь»; зооморфное прошлое Д. отражено в его оборотничестве и представлениях о Д.-быке, Д.-козле. Символом Д. как бога плодоносящих сил земли был фаллос.
На о. Наксос Д. полюбил Ариадну, покинутую Тесеем, похитил её и на о. Лемнос вступил с ней в брак. Везде, где появлялся Д., он учреждал свой культ и обучал людей виноградарству и виноделию. В шествии Д., носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады, или бассариды (одно из прозвищ Д. – Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. В трагедии «Вакханки» Еврипида вакханки, охваченные безумием и опоясанные змеями, сокрушают всё на своём пути. С криками «Вакх, Эвое» они славят Д.-Бромия («шумного», «бурного»), бьют в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких животных, высекая из земли своими тирсами мёд и молоко, вырывая из земли деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин. Мистерии в честь Д. получили назв. Дионисии. Д. почитался как Лиэй («освободитель»), избавляющий людей от мирских каждодневных забот и размеренного быта.
В число 12 олимпийских богов Д. вошёл поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. Из религиозно-культовых обрядов, посвящённых Д., возникла др.-греч. трагедия (греч. слово «трагедия», букв. – песнь о козле или песнь козлов, т. е. козлоногих сатиров – спутников бога).
В эллинистич. время культ Д. сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий – также прозвище Д.). В Риме Д. почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, эллинистич. егип. богом Сераписом, Митрой, Адонисом, рим. Либером.
Иконография
Изображения Д. в виде пожилого мужчины с заострённой бородкой и в вост. одеянии поверх туники, в окружении свиты из сатиров, менад, силенов и кентавров появляются на произведениях др.-греч. вазописи с 6 в. до н. э. Сюжеты, связанные с Д., украшали сосуды для питья (на килике Эксекия Д. представлен пирующим после нападения на него пиратов). Часто фигура Д. составляла пару с Гераклом. Д. изображали среди олимпийцев (вост. фронтон Парфенона, 438–432 до н. э., Британский музей, Лондон), сражающимся с тирренцами (рельеф на памятнике Лисикрату в Афинах, ок. 335 до н. э.); в эллинистич. и рим. периоды – в виде прекрасного юноши (в статуарной пластике, в вазописи, на рельефах саркофагов, напр. «Дионис и Ариадна», ок. 230–235 н. э., Лувр, Париж), в мозаиках и фресках («Дионис и Геракл», мозаика из Антиохии, нач. 3 в. н. э., Музей искусств Принстонского ун-та). Атрибуты Д. – шишка пинии (символ плодородия), гроздь винограда, инжир, канфар, тирс – увитый плющом жезл («Дионис», рим. копия 2 в. н. э. греч. оригинала 4 в. до н. э., Эрмитаж, С.-Петербург). Нередко спутники Д. – животные, которые являются его символами: осёл, пантера или леопард («Дионис на леопарде», 2 в. до н. э., Делос, музей). Д. присутствует в мифологич. сценах «Свадьба Пелея и Фетиды», «Возвращение Гефеста на Олимп» и «Гигантомахия».
В ср.-век. книжной иллюстрации фигура Д. служила олицетворением осени или месяца октября. Античные дионисийские сюжеты возвращаются в европ. изобразит. искусство в кон. 15 в. (скопированная с др.-рим. саркофага сцена «Вакханалия с винным мехом» на гравюре А. Мантеньи, ок. 1470, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и становятся особенно популярными в 16–17 вв.: «Вакх» (М. да Караваджо, 1595–97, галерея Уффици, Флоренция), «Детство Вакха» (Н. Пуссен, ок. 1624–25, Лувр, Париж), «Вакх и Ариадна» (Тициан, 1520–23, Нац. галерея, Лондон) и «Триумф Вакха» (Д. Веласкес, 1628–1629, Прадо, Мадрид). К теме вакханалии обращались А. Дюрер, М. ван Хемскерк, Тициан, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, Пуссен и др. Среди др. олимпийцев Д. изображается в сюжетах «Пиршество богов» (Джованни Беллини, 1514, Нац. галерея искусства, Вашингтон) и «Совет богов» (Рубенс, 1621–25, Лувр, Париж). Скульпторы Возрождения (Микеланджело, Я. Сансовино) и классицизма кон. 18 – нач. 19 вв. (И. Г. фон Даннеккер, Б. Торвальдсен) создавали статуи Д., ориентируясь на античные образцы.