Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЖАДЖМА́НИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 621

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Б. Алаев

ДЖАДЖМА́НИ, на­зва­ние сис­те­мы вза­им­но­го об­ме­на про­дук­та­ми и ус­лу­га­ми ме­ж­ду чле­на­ми раз­ных каст на ог­ра­нич. тер­ри­то­рии (в пре­де­лах по­се­ле­ния или не­сколь­ких по­се­ле­ний). Сис­те­ма Д. воз­ник­ла в Сев. Ин­дии в 5–2 вв. до н. э. в ви­де со­дер­жа­ния де­рев­ней 5 ре­мес­лен­ни­ков (куз­не­ца, плот­ни­ка, гор­шеч­ни­ка, ци­рюль­ни­ка и прач­ки). В сред­ние ве­ка Д. рас­про­стра­ни­лась прак­ти­че­ски на всю Ин­дию и раз­ви­лась в сис­те­му со­дер­жа­ния 8, за­тем 12 лиц разл. спе­ци­аль­но­стей. Сис­те­ма Д. с эко­но­мич. точ­ки зре­ния яв­ля­лась фор­мой раз­де­ле­ния тру­да, с ре­лиг. точ­ки зре­ния – фор­мой вза­им­но­го ри­ту­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния, т. к. по­зво­ля­ла ка­ж­дой кас­те сле­до­вать сво­ей дхар­ме и не вы­пол­нять не при­су­щие ей или ос­к­вер­няю­щие её ра­бо­ты. Об­слу­жи­ва­ние в рам­ках Д. бы­ло вза­им­ным: по­лу­чаю­щий ус­лу­гу (джадж­ман) и ока­зы­ваю­щий ус­лу­гу (ка­мин) в разл. си­туа­ци­ях ме­ня­лись ро­ля­ми. Од­на­ко по­сте­пен­но в ро­ли джадж­ма­нов всё ча­ще ока­зы­ва­лись чле­ны каст, вла­дев­ших зем­лёй, а в ро­ли ка­ми­нов – чле­ны ре­мес­лен­ных, об­слу­жи­ваю­щих и не­при­ка­сае­мых каст. В Но­вое вре­мя сис­те­ма Д. на­ча­ла раз­ла­гать­ся: всё боль­ше то­ва­ров ста­ло при­об­ре­тать­ся на рын­ке, а оп­ла­та тру­да за­ви­си­мых ра­бот­ни­ков про­из­во­дить­ся день­га­ми. Од­на­ко ри­ту­аль­ная зна­чи­мость сис­те­мы Д. со­хра­ня­ет­ся в оп­ре­де­лён­ной сте­пе­ни и по­ны­не.

Сис­те­му Д. учё­ные до не­дав­не­го вре­ме­ни счи­та­ли клас­сич. вы­ра­же­ни­ем эко­но­мич. функ­цио­ни­ро­ва­ния кас­то­вой сис­те­мы и сви­де­тель­ст­вом аб­со­лют­ной эко­но­мич. замк­ну­то­сти ср.-век. инд. сель­ской об­щи­ны. Од­на­ко ис­сле­до­ва­ния по­ка­за­ли, что Д. ох­ва­ты­ва­ла неск. каст и ви­дов дея­тель­но­сти. До­ми­ни­рую­щая кас­та со­дер­жа­ла толь­ко тех лиц из др. каст, дея­тель­ность ко­то­рых счи­та­ла аб­со­лют­но не­об­хо­ди­мой для сво­его бла­го­по­лу­чия. В сис­те­ме Д. ра­бо­та­ли, как пра­ви­ло, ре­мес­лен­ни­ки, не ис­поль­зо­вав­шие с.-х. сы­рьё (куз­не­цы, плот­ни­ки, гор­шеч­ни­ки и т. п.). С.-х. сы­рьё (зер­но, се­ме­на мас­лич­ных куль­тур, хло­пок) пе­ре­ра­ба­ты­ва­лось ре­мес­лен­ни­ка­ми вне этой сис­те­мы на ос­но­ве обыч­но­го за­ка­за или ры­ноч­ных от­но­ше­ний. Сис­те­ма Д. ог­ра­ни­чи­ва­ла связь сель­ско­го на­се­ле­ния с рын­ком, но не раз­ры­ва­ла её и мог­ла су­ще­ст­во­вать толь­ко в ус­ло­ви­ях сбы­та с.-х. про­дук­ции на рын­ке и по­сту­п­ле­ния ря­да то­ва­ров (ме­тал­ла, де­ре­ва, со­ли) с рын­ка.

Лит.: Beidelman T. O. A comparative analysis of the Jajmani system. N. Y., 1959; Kolenda P. M. Towards a model of the Jajmani system // Human Organization. 1963. Vol. 22. № 1; Куд­ряв­цев М. К. Об­щи­на и кас­та в Хин­ду­ста­не. М., 1971; Ала­ев Л. Б. Сель­ская об­щи­на в Се­вер­ной Ин­дии. Ос­нов­ные эта­пы эво­лю­ции. М., 1981.

Вернуться к началу