Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАСКОНСЕ́ЛОС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 649-650

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Ларин, Л. Г. Хорева

ВАСКОНСЕ́ЛОС (Vasconcelos) Хо­се (28.2.1882, Оа­ха­ка – 30.6.1959, Ме­хи­ко), мек­сиканский фи­ло­соф, ис­то­рик, гос. дея­тель. Окон­чил юри­дич. ф-т Нац. ун-та Ме­хи­ко (1907). Уча­ст­во­вал в Мек­си­кан­ской ре­во­лю­ции 1910–17. Один из соз­да­те­лей лит.-фи­лос. об-ва «Ате­не­ум мо­ло­дё­жи» («Ate­neo de la Juventud», 1907). В 1920–24 рек­тор Нац. ун-та, в 1921–1924 мин. об­разо­ва­ния. Мо­дер­ни­зи­ро­вал сис­те­му школь­но­го об­ра­зо­ва­ния, про­вёл школь­ную ре­фор­му в ин­те­ре­сах ин­дей­ско­го на­се­ле­ния. По ана­ло­гии с сов. сис­те­мой соз­дал лик­бе­зы для взрос­лых, ко­то­рые за 4 го­да окон­чи­ли ок. 100 тыс. чел. В 1929 вы­дви­нул свою кан­ди­да­ту­ру на пост пре­зи­ден­та, но по­тер­пел не­уда­чу и был вы­ну­ж­ден по­ки­нуть стра­ну. Воз­вра­тив­шись в Мек­си­ку в 1940, за­ни­мал по­сты рек­то­ра ун-та г. Со­но­ра и ди­рек­то­ра Нац. б-ки в Ме­хи­ко. Ав­тор тру­дов по фи­ло­со­фии, со­цио­ло­гии, эс­те­ти­ке и ис­то­рии Мек­си­ки. Счи­тая ос­но­вой по­зна­ния ми­ра эмо­цио­наль­ную ин­туи­цию, раз­ви­вал эту идею в тру­дах «Ме­та­фи­зи­че­ский трак­тат» («Tra­tado de me­tafísica», 1929), «Эс­те­ти­ка» («Estética», 1935), «Ор­га­ни­че­ская ло­ги­ка» («Lógica orgánica», 1945). В. сто­ял на по­зи­ци­ях «эс­те­тич. мо­низ­ма», по­ни­мае­мо­го им как совр. вер­сия нео­пла­то­низ­ма. «Эс­те­тич. мо­низм» пред­ста­ёт у В. как осо­бое ибе­ро-амер. ви́­де­ние ми­ра – в про­ти­во­по­лож­ность тех­ни­ци­стско­му по­зи­ти­виз­му ев­роп. фи­ло­со­фии (осо­бен­но анг­ло­сак­сон­ско­му экс­пан­сио­низ­му); он ле­жит в ос­но­ве фор­ми­рую­щей­ся на лат.-амер. кон­ти­нен­те но­вой ра­сы, от­ли­чаю­щей­ся вы­со­кой эмо­цио­наль­но­стью и эс­те­тич. вос­при­им­чи­во­стью. Эта идея по­лу­чи­ла наи­бо­лее пол­ное вы­ра­же­ние в тру­де В. «Кос­ми­че­ская ра­са: мис­сия ибе­ро-аме­ри­кан­ской ра­сы» («La raza cósmica: mi­si­ón de la raza iberoame­ricana», 1925). Ув­ле­чён­ный идея­ми Пла­то­на, В. раз­ви­вал ги­по­те­зу о су­ще­ст­во­ва­нии ве­ли­кой ат­лан­тич. ци­ви­ли­за­ции, од­ни­ми из про­яв­ле­ний ко­то­рой в Но­вом Све­те, по его мне­нию, бы­ли ци­ви­ли­за­ции оль­ме­ков, толь­те­ков и майя. В ра­бо­тах «Бу­ря» («La tormenta», 1936), «Крат­кая ис­то­рия Мек­си­ки» («Breve historia de México», 1937) и др. оп­рав­ды­вал исп. ко­ло­ни­аль­ное при­сут­ст­вие в Лат. Аме­ри­ке, чем за­слу­жил ре­пу­та­цию кон­сер­ва­то­ра.

Соч.: Obras completas. Méx., 1957–1961. Vol. 1–4.

Лит.: De Beer G. José Vasconselos and his world. N. Y., 1966; Ва­си­лен­ко АС. Цве­ты и аб­ст­рак­ции: Эс­се о мек­си­кан­ских фи­ло­со­фах. М., 1993.

Вернуться к началу