Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАСИ́ЛИЙ I МАКЕДОНЯ́НИН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 626

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. В. Кузенков
Архив «Православной энциклопедии» «Василий I Македонянин». Гравюра из «Поучения» Василия к своему сыну Льву. Киев. 1680.

ВАСИ́ЛИЙ I МАКЕДОНЯ́НИН (Βασίλειος Μαϰεδών) (ме­ж­ду 832 и 836–886, Кон­стан­ти­но­поль), ви­зант. им­пе­ра­тор (867–886), ос­но­ва­тель Ма­ке­дон­ской ди­на­стии. Ро­дил­ся в Ма­ке­до­нии или Фра­кии в кре­сть­ян­ской се­мье; сде­лал стре­ми­тель­ную карь­е­ру при дво­ре, был ко­ро­но­ван как со­пра­ви­тель имп. Ми­хаи­ла III (866) и по­сле убий­ст­ва по­след­не­го стал еди­но­лич­ным пра­ви­те­лем. Про­явил се­бя как праг­ма­тич­ный гос. дея­тель, ста­би­ли­зи­ро­вал фи­нан­сы, про­во­дил эф­фек­тив­ную внеш­нюю по­ли­ти­ку. При нём вой­на с ара­ба­ми про­дол­жа­лась с пе­ре­мен­ным ус­пе­хом, в Ита­лии со­юз с па­пой и Франк­ским го­су­дар­ст­вом по­зво­лил вер­нуть Ба­ри (876), но на Си­ци­лии ара­ба­ми бы­ли взя­ты Си­ра­ку­зы (878). В уго­ду Ри­му был низ­ло­жен и осу­ж­дён пат­ри­арх Фо­тий (т. н. 8-й Все­лен­ский со­бор 869–870); вско­ре он был при­бли­жен ко дво­ру и вос­ста­нов­лен на пре­столе с со­гла­сия Ри­ма (со­бор 879–880); спор о цер­ков­ном влия­нии в Бол­га­рии был в ито­ге ре­шён в поль­зу Кон­стан­ти­но­по­ля. Ус­пе­хом им­пе­ра­то­ра счи­та­лось ут­вер­жде­ние мир­но­го до­го­во­ра с «на­ро­дом ро­сов» и кре­ще­ние это­го на­ро­да греч. ар­хи­еписко­пом. В 872 бы­ли за­хва­че­ны кре­по­сти пав­ли­ки­ан. Сам В. IМ. не вла­дел гра­мо­той, но при нём про­дол­жил­ся на­чав­ший­ся ещё при его пред­ше­ст­вен­ни­ке рас­цвет на­ук и ис­кусств (т. н. Ма­ке­дон­ский ре­нес­санс). Бы­ла ини­ции­ро­ва­на ре­фор­ма за­ко­но­да­тель­ст­ва (сб-ки Про­хи­рон, Иса­го­га, Ва­си­ли­ки). Ве­лось строи­тель­ст­во в Кон­стан­ти­но­по­ле (Но­вая цер­ковь, Ке­нур­ги­он). В «По­уче­нии» В. IМ. сы­ну Льву (имп. Лев VI Муд­рый) пред­став­ле­ны дос­то­ин­ст­ва иде­аль­но­го пра­ви­те­ля. Сам он вы­сту­па­ет та­ко­вым в жиз­не­опи­са­нии, со­став­лен­ном его вну­ком, имп. Кон­стан­ти­ном VII Баг­ря­но­род­ным; ди­на­стич. ле­ген­да де­ла­ет пред­ка­ми В. IМ. Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го, Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го и арм. Ар­ша­ки­дов. В фольк­ло­ре он за­пе­чат­лён в об­ра­зе вы­шед­ше­го из на­ро­да спра­вед­ли­во­го и ми­ро­лю­би­во­го ца­ря, по­доб­но­го биб­лей­ско­му Да­ви­ду.

Ис­точн.: Про­дол­жа­тель Фео­фа­на / Пер. Я. Н. Лю­бар­ско­го. СПб., 1992.

Лит.: Ва­силь­ев А. А. Ви­зан­тия и ара­бы. СПб., 1902. Ч. 2; Vogt A. Basile I, empereur de Byzance (867–886). P., 1908. N. Y., 1972; Mo­ravcsik G. Sagen und Legenden über Kaiser Basileios I // Dumbarton Oaks Papers. 1961. Vol. 15. P. 59–126.

Вернуться к началу