Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БИЧУ́РИН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 569

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БИЧУ́РИН Ни­ки­та Яков­ле­вич (в мо­на­ше­ст­ве Иа­кинф) [29.8(9.9).1777, с. Аку­ле­во Ци­виль­ско­го р-на Ка­зан­ской губ. (ны­не в Чу­ва­шии) – 11(23).5.1853, С.-Пе­тер­бург], рос. вос­то­ко­вед, си­но­лог. Ро­дил­ся в се­мье дья­ко­на. В 1799 окон­чил Ка­зан­скую ду­хов­ную ака­де­мию, в 1800 при­нял мо­на­ше­ст­во. В 1802 по­лу­чил сан ар­хи­ман­д­ри­та и на­зна­чен в Ир­кутск на­стоя­те­лем Воз­не­сен­ско­го монастыря и рек­то­ром ме­ст­ной се­ми­на­рии. В 1805 ре­ше­ни­ем Си­но­да от­стра­нён от управ­ле­ния мо­на­сты­рём за на­ру­ше­ние мо­на­стыр­ско­го ус­та­ва и кон­фликт с се­ми­на­рис­та­ми и оп­ре­де­лён в То­больск пре­по­да­ва­те­лем ри­то­ри­ки в се­ми­на­рию без пра­ва цер­ковного слу­же­ния. В 1807–21 гла­ва ду­хов­ной мис­сии в Пе­ки­не. За не­ра­ди­вое от­но­ше­ние к мис­сио­нер­ским обя­зан­но­стям ли­шён са­на ар­хи­ман­д­ри­та и в 1823 на­прав­лен в Ва­ла­ам­ский мон. С 1826 слу­жил пе­ре­во­дчи­ком в Ази­ат. деп-те МИД Рос­сии, про­дол­жая по­сто­ян­но жить в Алек­сан­д­ро-Нев­ской лав­ре. В 1828–51 опубли­ко­вал боль­шое ко­ли­че­ст­во на­уч. тру­дов. С 1828 чл.-корр. Пе­терб. АН, с 1831 чл. Ази­ат. об-ва в Па­ри­же. В 1835–37 в Кях­те ор­га­ни­зо­вал пер­вое в Рос­сии учи­ли­ще кит. язы­ка.

Пе­ру Б. при­над­ле­жит св. 100 круп­ных ис­сле­до­ва­ний. Его осн. ра­бо­ты по­свя­ще­ны ис­то­рии и эт­но­гра­фии тюр­ко- и мон­го­ло­языч­ных на­ро­дов Сред­ней и Цен­траль­ной Азии (по кит. ис­точ­ни­кам), а так­же ис­то­рии, куль­ту­ре и фи­ло­со­фии Ки­тая. Б. со­ста­вил семь кит.-рус. сло­ва­рей, ко­то­рые со­хра­ни­лись толь­ко в ру­ко­пис­ном ви­де. По эру­ди­ции, объ­ё­му изу­чен­ных во­про­сов и ко­ли­че­ст­ву ис­поль­зо­ван­ных для ис­сле­до­ва­ния и пе­ре­во­дов кит. ис­точ­ни­ков Б. да­ле­ко опе­ре­дил зап.-ев­роп. учё­ных. Три­ж­ды (1834, 1839, 1851) ему при­су­ж­да­лась Де­ми­дов­ская пр. за луч­шие отеч. на­уч. тру­ды. Б. вы­со­ко це­ни­ли В. Г. Бе­лин­ский, В. Ф. Одо­ев­ский, И. А. Кры­лов, И. И. Па­на­ев. А. С. Пуш­кин, ис­поль­зо­вав­ший при на­пи­са­нии «Ис­то­рии Пу­га­чё­ва» соч. Б. «Ис­то­ри­че­ское обо­зре­ние ой­ро­тов, или кал­мы­ков, с 15 сто­ле­тия до на­стоя­ще­го вре­ме­ни» (1834), от­ме­чал: «Са­мым дос­то­вер­ным и бес­при­стра­ст­ным из­вес­ти­ем о по­бе­ге кал­мы­ков обя­за­ны мы от­цу Иа­кин­фу, кое­го глу­бо­кие по­зна­ния и доб­ро­со­ве­ст­ные тру­ды раз­ли­ли яр­кий свет на от­но­ше­ния на­ши с Вос­то­ком». В по­след­ние го­ды жиз­ни Б. час­то бо­лел. В 1848 он пе­ре­дал Ка­зан­ской ду­хов­ной ака­де­мии зна­чит. часть сво­ей биб­лио­те­ки, в т. ч. ру­ко­пи­си и кар­ты. Скон­чал­ся Б. в Алек­сан­д­ро-Нев­ской лав­ре, где и был по­хо­ро­нен.

Соч.: За­пис­ки о Мон­го­лии. СПб., 1828. Т. 1–2; Ста­ти­сти­че­ское опи­са­ние Ки­тай­ской им­пе­рии. СПб., 1842. Ч. 1–2; Зем­ле­де­лие в Ки­тае... СПб., 1844; Ки­тай в гра­ж­дан­ском и нрав­ст­вен­ном со­стоя­нии. СПб., 1848. Ч. 1–4; Со­б­ра­ние све­де­ний о на­ро­дах, оби­тав­ших в Сред­ней Азии в древ­ние вре­ме­на. СПб., 1851. Ч. 1–3. М.; Л., 1950–1953. Т. 1–3.

Пе­ре­во­ды: Лу Хуа-чжу. Опи­са­ние Ти­бе­та в ны­неш­нем его со­стоя­нии. СПб., 1828. Ч. 1–2; Опи­са­ние Чжун­га­рии и Вос­точ­но­го Тур­ке­ста­на в древ­нем и ны­неш­нем со­стоя­нии. СПб., 1829. Ч. 1–2; Ис­то­рия Ти­бе­та и Ху­ху­но­ра. СПб., 1833. Ч. 1–2; Ки­тай, его жи­те­ли, нра­вы, обы­чаи, про­све­ще­ние. СПб., 1840.

Вернуться к началу