Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АРТЕМИ́ДА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 280

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Тахо-Годи

АРТЕМИ́ДА (Ἄρτεμις, род. п. ’Aρτέμιδος), в греч. ми­фо­ло­гии бо­ги­ня охо­ты, дочь Зев­са и Ле­то́, се­ст­ра-близ­нец Апол­ло­на. Ро­ди­лась на о. Де­лос. Клас­си­че­ская А. – дев­ст­вен­ни­ца и прин­ци­пи­аль­ная за­щит­ни­ца це­ло­муд­рия. А. Эфес­ская – по­кро­ви­тель­ни­ца ама­зо­нок. С це­ло­муд­ри­ем бо­ги­ни свя­за­но древ­нее пред­став­ле­ние о её лун­ной при­ро­де, от­ку­да бли­зость А. к кол­дов­ским ча­рам Лу­ны и бо­ги­ни Ге­ка­ты. А. – уча­ст­ни­ца бит­вы с ги­ган­та­ми. В Тро­ян­ской вой­не она вме­сте с Апол­лоном вое­ва­ла на сто­ро­не тро­ян­цев, что свя­за­но с ма­ло­азий­ским про­ис­хо­ж­де­ни­ем бо­ги­ни. А. – враг лю­бо­го по­ку­ше­ния на пра­ва и ус­тои Олим­пий­цев. Бла­го­да­ря хит­ро­сти А. по­гиб­ли бра­тья-ве­ли­ка­ны Алоа­ды, пы­тавшие­ся взять при­сту­пом Олимп. А. и Апол­ло­ном бы­ли уби­ты дерз­кий ве­ликан Ти­тий, а так­же две­над­цать де­тей Нио­бы, по­хва­ляв­шей­ся сво­им по­том­ст­вом.

«Артемида Эфесская». Римская копия с эллинистического оригинала (3–2 вв. до н. э.). Мрамор. Национальный музей (Неаполь).

Бо­ги­ня обыч­но поль­зо­ва­лась стре­ла­ми как ору­ди­ем на­ка­за­ния. А., не по­лу­чив в дар на­чат­ки пло­дов уро­жая, на­сла­ла на Ка­ли­дон (Это­лия) веп­ря, по­тре­бо­ва­ла в жерт­ву дочь пред­во­ди­те­ля ахей­цев под Тро­ей Ага­мем­но­на – Ифи­ге­нию. Пе­ред А. и Апол­ло­ном дол­жен был оп­рав­дать­ся Ге­ракл, убив­ший ке­ри­ней­скую лань. Эти функ­ции свя­за­ны с ар­хаи­че­ским про­шлым бо­ги­ни, ко­гда она вос­при­ни­ма­лась «вла­ды­чи­цей зве­рей». Древ­ней­шая А. не толь­ко охот­ни­ца, но и са­ма мед­ве­ди­ца. Да­же в клас­сич. Гре­ции, в Ат­ти­ке (в Брав­ро­не) жри­цы А. Брав­ро­нии на­де­ва­ли в ри­ту­аль­ном тан­це мед­ве­жьи шку­ры и на­зы­ва­лись «мед­ве­ди­ца­ми». Хто­ни­че­ская не­обуз­дан­ность А. близ­ка об­ра­зу Ве­ли­кой ма­те­ри бо­гов, Рее-Ки­бе­ле (Ки­ве­ве) в Ма­лой Азии, от­ку­да и ор­гиа­сти­че­ские эле­мен­ты куль­та, про­слав­ляю­ще­го пло­до­ро­дие бо­же­ст­ва. В рим. ми­фо­ло­гии А. со­от­вет­ст­ву­ет Диа­на.

Ча­ще все­го А. пред­ста­ёт в ви­де пре­крас­ной де­вы в ко­рот­ком хи­то­не, с кол­ча­ном за спи­ной, в со­про­во­ж­де­нии ла­ни и нимф. Со­хра­ни­лись её изо­бра­же­ния в ви­де скульп­тур­ных рель­е­фов, вхо­див­ших в ком­по­зи­цию хра­мо­вых фри­зов (вост. фриз Пар­фе­но­на, 447–432 до н. э., Му­зей Ак­ро­по­ля, Афи­ны; фриз Пер­гам­ско­го ал­та­ря, ок. 180 до н. э., Пер­гамон-му­зей, Бер­лин), в ва­зо­пи­си. Из­вест­ны рим. ко­пии с греч. ори­ги­на­лов Прак­си­те­ля («Ар­те­ми­да из Га­бий» – ко­пия «Ар­те­ми­ды Брав­ро­нии») и Ле­о­ха­ра. Особ­ня­ком сто­ит «Ар­те­ми­да Эфес­ская» – куль­то­вая ста­туя, где бо­ги­ня изо­бра­же­на ма­те­рью-кор­ми­ли­цей со мно­же­ст­вом сос­цов. Сре­ди сю­же­тов наи­бо­лее по­пу­ляр­ны­ми бы­ли сце­ны убий­ст­ва де­тей Нио­бы, на­ка­за­ния Ак­те­о­на. На­чи­ная с 16 в. ху­дож­ни­ки ча­ще об­ра­ща­лись к об­ра­зу Диа­ны (в сце­нах её охо­ты, от­ды­ха и осо­бен­но ку­пания).

Лит.: Bruns G. Die Jägerin Artemis. Münch., 1930; Hoenn K. Gestaltwandel einer Göttin. Z., 1946; Otto W. F. Die Götter Griechen­lands. 6. Aufl. B., 1970.

Вернуться к началу