Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНИ́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 750

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Д. Джагацпанян, А. Ю. Казарян
Ани. Собор Богоматери (Аствацацин). Фото П. С. Павлинова

АНИ́, ср.-век. арм. го­род 5–16 вв., на пра­вом бе­ре­гу р. Ар­па­чай (ны­не в Тур­ции, ви­лай­ет Карс). В 5–8 вв. кре­пость во вла­де­нии кня­зей Кам­са­ра­ка­нов, с кон. 8 в. – Баг­ра­ти­дов, при ко­то­рых в 961–1045 яв­лял­ся сто­ли­цей Аний­ско­го цар­ст­ва. В 10 – нач. 14 вв. А. – круп­ней­ший куль­тур­ный, эко­но­мич. и по­ли­тич. центр Ар­ме­нии. По­сле за­вое­ва­ния цар­ст­ва Баг­ра­ти­дов в 1045 Ви­зан­ти­ей А. – центр фе­мы Иве­рия. В 1064 взят и раз­граб­лен сель­джу­ка­ми. В 1072 про­дан Шад­да­ди­дам. В 12 в. А. вме­сте с ча­стью Сев. Арме­нии присое­ди­нён к Груз. цар­ст­ву. В кон. 12 – нач. 13 вв. пе­ре­жи­вал но­вый рас­цвет. В 1236 А. за­хва­ти­ли мон­го­лы, но пра­вить в го­ро­де про­дол­жал арм. род За­ха­ря­нов (вас­са­лы груз. пра­ви­те­лей). Силь­но по­стра­дал от зем­ле­тря­се­ния 1319. В 14–15 вв. в А. ещё че­ка­ни­лись мо­не­ты, в 16 в. упо­ми­на­ет­ся как де­рев­ня. В 1878 при­сое­ди­нён к Рос­сии. По до­го­во­ру 1920 пе­ре­дан Тур­ции. Ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния­ми Н. Я. Мар­ра 1892–93, 1904–16 от­кры­ты ос­тат­ки ук­ре­пле­ний с баш­ня­ми (ци­та­дель и го­род-«ша­ха­стан»), руи­ны двор­цов, гор. квар­та­лы с ма­стер­ски­ми, ба­ня­ми и др. До­ми­нан­та­ми А. яв­ля­лись три церк­ви: 4-столп­ный, кре­сто­во-ку­поль­ный со­бор Бо­го­ма­те­ри (Ас­т­ва­ца­цин, 989–1001), круг­лая в пла­не ц. Св. Гри­го­рия (Га­ги­ка­шен, 1001–20) – зод­чий Трдат; ц. Апо­сто­лов (нач. 11 в.). Со­хра­ни­лись так­же 6-ап­сид­ная ц. Св. Гри­го­рия (10 в.), 8-ап­сидная ц. Спа­си­те­ля (1036) и т. н. Пас­туше­ская цер­ковь (11 в.). Сре­ди па­мят­ни­ков по­сле­дую­ще­го пе­рио­да вы­де­ля­ют­ся церк­ви, воз­ве­дён­ные по за­ка­зу куп­ца Ти­гра­на Онен­ца: Св. Гри­го­рия Про­све­ти­те­ля (за­вер­ше­на в 1215, бо­га­тый на­руж­ный скульп­тур­ный де­кор, ку­поль­ный зал с фре­ско­вым цик­лом на сю­же­ты об­ра­ще­ния Ар­ме­нии в хри­сти­ан­ст­во св. Гри­го­ри­ем) и 6-ап­сид­ная ц. Св. Рип­си­мэ Де­вичь­е­го мон. (Ку­са­нац, 13 в.). Уни­каль­ным по мас­шта­бам яв­ля­ет­ся так­же т. н. под­зем­ный го­род, пред­став­ляв­ший вы­руб­лен­ные в ска­лах жи­лые пе­ще­ры с хо­зяйств. по­ме­ще­ния­ми, церк­ва­ми и усы­паль­ни­ца­ми.

Лит.: Марр Н. Я. Ани. Книж­ная ис­то­рия го­ро­да и рас­коп­ки на мес­те го­ро­ди­ща. Л.; М., 1934; Ару­тю­нян В. М. Го­род Ани. Ер., 1964; Ако­пян Т. Х. Ани – сто­ли­ца сред­не­ве­ко­вой Ар­ме­нии: Ис­то­рия и судь­ба го­ро­ди­ща. Ер., 1985.

Вернуться к началу