Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АККА́Д

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 338

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. С. Соловьёва, С. А. Зинченко (Культура, искусство), Е. М. Фраёнова (Культура, музыка)
Голова аккадского правителя (возможно, Саргона Древнего)из Ниневии. Бронза. 23 в. до н. э.

АККА́Д (Ак­ка­де, Ага­де), древ­ний го­род в сев. час­ти Ниж­ней Ме­со­по­та­мии, точ­ное ме­сто­по­ло­же­ние ко­то­ро­го не­из­вест­но (воз­мож­но, близ г. Сип­пар; совр. Абу-Хаб­ба, Ирак). А. имел бух­ту и при­стань, ку­да при­бы­ва­ли су­да из да­лё­ких стран. По­кро­ви­тель­ни­цей го­ро­да счи­та­лась бо­ги­ня Иш­тар, ко­то­рой был по­свя­щён храм Эул­маш. В 24–22 вв. до н. э. А. стал цен­тром од­но­им. го­су­дар­ства, вклю­чив­ше­го всю Ниж­нюю Ме­со­пота­мию и ус­та­но­вив­ше­го своё влия­ние над Эла­мом. Поздне́е назв. «А.» рас­про­стра­ни­лось на ис­то­рич. об­ласть Ср. Дву­ре­чья. Воз­вы­сил го­род и стал ос­но­ва­те­лем гос-ва Ак­кад Сар­гон Древ­ний (ак­кад. Шар­рум­кен – «Царь ис­ти­нен»), пра­вив­ший в 2316–2261 до н. э. С не­го на­ча­лась ди­на­стия Сар­го­ни­дов, пред­став­лен­ная его сы­новь­я­ми Ри­му­шем и Ма­ни­шту­шу, вну­ком На­рам-Су­эном, пра­вну­ком Шар­ка­ли­шар­ри и др. ме­нее из­вест­ны­ми пра­ви­те­ля­ми. Ещё при Сар­го­не под власть А. по­пал Шу­мер по­сле раз­гро­ма им сою­за шу­мер­ских но­мов во гла­ве с его ли­де­ром Лу­галь­за­ге­си. Од­на­ко се­па­ра­ти­ст­ские на­строе­ния и мя­те­жи там не пре­кра­ща­лись. Сар­го­ни­ды ве­ли ак­тив­ную внеш­нюю по­ли­ти­ку, со­вер­шая по­хо­ды на се­вер Дву­ре­чья, в Ма­лую Азию, Элам, мор­ские экс­пе­ди­ции вдоль по­бе­ре­жий Пер­сид­ско­го зал. и на его ост­ро­ва, на­па­дая на Эб­лу в Си­рии, воюя с лул­лу­бея­ми в го­рах Ира­на. Сам Сар­гон, напр., уча­ст­во­вал в 34 сра­же­ни­ях и был про­слав­лен в по­эме «Царь бит­вы».

«Музыкант с лютней». Деталь цилиндрической печати. Алебастр. Ок. 2350–2170 до н. э. Британский музей (Лондон).

В А. раз­ви­ва­лось ир­ри­гац. хо­зяй­ст­во, ока­зы­ва­лось по­кро­ви­тель­ст­во раз­ви­тию тор­гов­ли и ре­мес­ла, функ­цио­ни­ро­ва­ла еди­ная сис­те­ма мер и ве­са. Ук­ре­п­ля­лась ар­мия – уже при Сар­го­не она на­счи­ты­ва­ла 5400 вои­нов, со­сто­яв­ших на цар­ском до­воль­ст­вии. Ар­мия бы­ла мо­биль­ной в бою, со­стоя­ла из лёг­кой пе­хо­ты (луч­ни­ков, ко­пей­щи­ков и се­ки­ро­нос­цев). Цар­ская власть уси­ли­ва­лась, не­ко­то­рым ца­рям да­же воз­да­ва­лись бо­жеств. по­чес­ти. Управ­ле­ние на мес­тах осу­ще­ст­в­ля­лось на­ме­ст­ни­ка­ми из чис­ла цар­ских род­ст­вен­ни­ков, пред­ста­ви­те­лей ло­яль­ных ме­ст­ных ди­на­стий и чи­нов­ничь­е­го ап­па­ра­та. Ро­ди­чи ца­ря вво­ди­лись и в жреч. клир: напр., дочь Сар­го­на – Эн­хе­ду­ан­на – бы­ла вер­хов­ной жри­цей в г. Ур. Цар­ское хо­зяй­ст­во рас­ши­ря­лось за счёт хра­мо­вых и об­щин­ных зе­мель. Пре­стиж А. был ве­лик: его пра­ви­те­ли на­зы­ва­ли се­бя «ца­ря­ми 4 стран све­та» и да­же «все­лен­ной». Од­на­ко мя­те­жи по­ко­рён­ных го­ро­дов, не­до­воль­ство от­стра­нён­ной от вла­сти ро­до­вой ари­сто­кра­тии, за­го­во­ры при­двор­ных и кон­флик­ты со жре­че­ст­вом, ра­зо­ре­ние об­щин­ни­ков при­ве­ли гос-во Ак­кад к упад­ку. В ито­ге оно не ус­тоя­ло пе­ред на­ше­ст­ви­ем гор­цев-ку­ти­ев и бы­ло под­чи­не­но ими в сер. 22 в. до н. э. За­тем оно во­шло в со­став цар­ст­ва III ди­на­стии Ура, вклю­чив­ше­го в се­бя как Шу­мер, так и Ак­кад. Как и вся тер­ри­то­рия Дву­речья, А. под­верг­ся ра­зо­ре­нию во вре­мя втор­же­ния амо­ре­ев на ру­бе­же 3–2-го тыс. до н. э. В даль­ней­шем А. уже не как по­ли­тич. еди­ни­ца, а как ис­то­рич. об­ласть вхо­дил в со­став Ва­ви­лон­ско­го и Ас­си­рий­ско­го гос-в. Го­род А. и его хра­мы упо­ми­на­ют­ся в За­ко­нах Хам­му­ра­пи (18 в. до н. э.), пе­ре­пис­ке Асар­хад­до­на (7 в. до н. э.), ци­лин­д­ре Ки­ра (6 в. до н. э.). Вре­мя его ис­чез­но­ве­ния с ис­то­рич. кар­ты не­из­вест­но, ар­хео­ло­га­ми он не об­на­ру­жен. Ис­то­рия А. за­пе­чат­ле­лась в цар­ских над­пи­сях, ле­ген­дах, по­эмах, ре­лиг. гим­нах (их ка­нон, по­свя­щён­ный 42 бо­гам шу­ме­ро-ак­кад­ско­го пан­те­о­на, соз­дан уже упо­ми­нав­шей­ся Эн­хе­ду­ан­ной), т. н. оми­на – «пред­ска­за­ни­ях». Об А. го­во­рит­ся в «По­эме об Эр­ре» (бо­ге чу­мы), лит. про­из­ве­де­ни­ях «Про­кля­тие Ага­де» и «Плач над ги­белью Ага­де».

От А. по­лу­чил назв. «вос­точ­носе­мит­ский» – ак­кад­ский яз., при­над­ле­жав­ший к се­мит­ской вет­ви аф­ра­зий­ской язы­ко­вой се­мьи, позд­нее раз­де­лив­ший­ся на 2 диа­лек­та: ас­си­рий­ский и ва­ви­лон­ский. Ак­кад­ца­ми ста­ло име­но­вать­ся се­ми­то­языч­ное на­се­ле­ние Ср. Дву­ре­чья.

Культура

Гильгамеш. 8 в. до н. э. Лувр (Париж).

В ис­то­рии изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ства по­ня­тие «ак­кад­ский пе­ри­од» по­ни­ма­ет­ся бо­лее ши­ро­ко, чем в ис­то­рич. нау­ке, и час­то рас­про­стра­ня­ет­ся на по­сле­ак­кад­ское вре­мя (до прав­ле­ния Гу­деа и Ур-Нам­му вклю­чи­тель­но). Осн. осо­бен­но­сти иск-ва А. свя­за­ны со сме­шан­ным ха­рак­те­ром на­се­ле­ния и про­ник­но­ве­ни­ем не­ка­но­нич. мо­ти­вов в офиц. иск-во. Од­на из важ­ных со­став­ляю­щих ге­не­зи­са иск-ва А. – ху­дож. куль­ту­ра Шу­ме­ра. Па­мят­ни­ки иск-ва А. от­ли­ча­ют­ся от шу­мер­ских боль­шей сво­бо­дой вы­бо­ра тем (фольк­лор­ные, ми­фо­ло­гич. и лит. сю­же­ты в глип­ти­ке) и свое­об­ра­зи­ем ком­по­зи­ции, ос­но­ван­ной на кон­тра­сте об­щей ста­ти­ки и ди­на­ми­ки ка­ж­дой фи­гу­ры в от­дель­но­сти. В круг­лой пла­сти­ке по­яв­ля­ет­ся об­раз иде­аль­но­го пра­ви­те­ля – вои­на с пра­виль­ной пе­ре­да­чей про­пор­ций и порт­рет­ных черт (брон­зо­вая го­ло­ва пра­вите­ля, т. н. Го­ло­ва Сар­го­на Древ­не­го из Ни­не­вии, 23 в. до н. э., Ирак­ский му­зей, Ба­гдад). Для ак­кад­ских рель­е­фов ти­пич­ны мно­го­пла­но­вые ди­на­мич. диа­го­наль­ные ком­по­зи­ции с тен­ден­ци­ей к объ­ём­но­сти, с вве­де­ни­ем эле­мен­тов пей­за­жа и от­ка­зом от ис­кус­ствен­ной рит­ми­за­ции и сти­ли­за­ции (сте­ла На­рам-Су­эна из Суз, по­свя­щён­ная его по­бе­де над гор­ным пле­ме­нем лул­лу­бе­ев, 23 в. до н. э., Лувр, Па­риж). Для глип­ти­ки А. свой­ст­вен­но стрем­ле­ние к мо­де­ли­ров­ке фи­гур, точ­ной пе­ре­да­че де­та­лей и про­ду­ман­ным ком­по­зи­ци­ям. Пе­ча­ти ре­ше­ны пре­дель­но ла­ко­нич­но, про­стран­ст­во не за­гро­мо­ж­де­но из­лиш­ни­ми эле­мен­та­ми, над­пи­си ста­но­вят­ся цен­тром ком­по­зи­ции, де­лая её ге­раль­ди­че­ской. По­яв­ля­ют­ся лич­ные пе­ча­ти с ин­ди­ви­дуа­ли­зир. изо­бра­же­ни­ем. В ар­хи­тек­ту­ре А. сло­жил­ся но­вый тип хра­ма – зик­ку­рат. Иск-во А. ока­за­ло влия­ние на ху­дож. куль­ту­ру Дву­ре­чья 2-й пол. 3-го тыс. – 1-й пол. 2-го тыс. до н. э. (позд­не­шу­мер­ское и ва­ви­лон­ское иск-во).

Му­зы­ка. Со­хра­ни­лись изо­бра­же­ния му­зы­кан­тов (с ли­ра­ми, ар­фа­ми, про­доль­ны­ми флей­та­ми, си­ст­ра­ми, буб­на­ми, ба­ра­ба­на­ми) на ци­лин­д­рич. пе­ча­тях, сви­де­тель­ст­вую­щие о пре­ем­ст­вен­но­сти с муз. куль­ту­рой Шу­ме­ра. К куль­ту­ре А. от­но­сит­ся ис­то­ри­че­ски пер­вое из­вест­ное изо­бра­же­ние струн­но­го щип­ко­во­го ин­ст­ру­мен­та с не­боль­шим кор­пу­сом, в совр. ор­га­но­ло­гии по­лу­чив­ше­го назв. лют­ни с длин­ной шей­кой.

О ли­те­ра­ту­ре А. см. в ст. Шу­ме­ро-ак­кад­ская ли­те­ра­ту­ра.

Лит.: Hinz W. Elams Ver­trag mit Naram-Sin von Ak­kade // Zeitschrift für Assyriolo­gie und vorderasiatische Archäologie. 1967. N. F. 24. S. 66–96; Gadd C. J. The Dy­nasty of Agade and the Gutian Inva­sion // Cam­bridge An­cient His­tory. 1971. Vol. 2. Pt 2. P. 417–463; Glass­ner J.-J. La chute d’Ak­kade: l’événement et sa mem­oire. B., 1986; Ши­лей­ко В. К. Текст пред­ска­за­ния Сар­го­на Ак­кад­ско­го и его от­го­ло­ски у рим­ских по­этов // Па­мят­ни­ки и лю­ди. М., 2003.

Куль­ту­ра.. Лит.: Афа­нась­е­ва В., Лу­ко­нин В., По­ме­ран­це­ва Н. Ис­кус­ст­во Древ­не­го Вос­то­ка. М., 1976; Афа­нась­е­ва В. Гиль­га­меш и Эн­ки­ду. М., 1979; Rashid S. A. Meso­po­tamien: Mu­sik­ge­schichte in Bildern. Lpz., 1984.

Вернуться к началу