Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АДО́НИС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 241

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А.А. Тахо-Годи, Л.И. Таруашвили
П. П. Рубенс. «Венера и Адонис». Ок. 1614. Эрмитаж (С.-Петербург).

АДО́НИС (Ἄδωνις), в греч. ми­фо­ло­гии боже­ст­во фи­ни­кий­ско-си­рий­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния, свя­зан­ное с еже­год­ным уми­ра­ни­ем и воз­ро­ж­де­ни­ем при­ро­ды. А. – сын фи­ни­кий­ско­го ца­ря Фе­ник­са и его до­че­ри Ал­фе­си­беи (по др. вер­сии, кипр­ско­го ца­ря Ки­ни­ры и его до­че­ри Мир­ры). Аф­ро­ди­та в гне­ве на не по­чи­тав­шую её ца­рев­ну вну­ша­ет той страсть к род­но­му от­цу, ко­то­рый под­да­ёт­ся соблаз­ну и, об­ма­ну­тый, не по­доз­ре­ва­ет о пре­ступ­ной свя­зи, но, уз­нав прав­ду, про­кли­на­ет дочь. Бо­ги, сжа­лив­шись, пре­вра­ща­ют бу­ду­щую мать в мир­ро­вое де­ре­во, из трес­нув­ше­го ство­ла ко­то­ро­го ро­ж­да­ет­ся маль­чик не­обык­но­вен­ной кра­со­ты – А. Аф­ро­ди­та пе­ре­да­ёт ре­бён­ка на вос­пи­та­ние Пер­се­фо­не, вла­ды­чи­це цар­ст­ва мёрт­вых, ко­то­рая ни­как не хо­чет рас­стать­ся с маль­чи­ком. Зевс раз­реша­ет спор бо­гинь, пред­на­зна­чив А. од­ну часть го­да про­во­дить у Пер­се­фо­ны, дру­гую у Аф­ро­ди­ты. По од­ной из вер­сий, А., лю­би­мый Аф­ро­ди­той, гиб­нет от клы­ков ди­ко­го ка­ба­на, на­слан­но­го рев­ни­вой Ар­те­ми­дой. По др. вер­сии, А. – жерт­ва Апол­ло­на, мстя­ще­го Аф­ро­ди­те за ос­ле­п­ле­ние его сы­на Эри­ман­фа. Стра­даю­щая Аф­ро­ди­та оп­ла­ки­ва­ет А. и пре­вра­ща­ет его в цве­ток. Из про­ли­той кро­ви А. рас­цве­та­ют ро­зы, из слёз Аф­ро­ди­ты – ане­мо­ны. Культ А. был по­все­ме­ст­но рас­про­стра­нён не толь­ко на Вос­то­ке (Фи­ни­кия, Си­рия, Еги­пет), но и на о-вах Сре­ди­зем­но­мо­рья (Кипр, Лес­бос) и с 5 в. до н. э. в ма­те­ри­ко­вой Гре­ции. На празд­не­ст­вах позд­ней вес­ной и ран­ней осе­нью жен­щи­ны вы­став­ля­ли гор­шоч­ки с бы­ст­ро рас­пус­каю­щи­ми­ся и так­же бы­ст­ро увя­даю­щи­ми в те­че­ние дня цве­та­ми, т. н. са­ди­ки Адо­ни­са – сим­вол ми­мо­лёт­но­сти жиз­ни. Миф об А. при­во­дит­ся в соч. Ови­дия («Ме­та­мор­фо­зы»), Ан­то­ни­на Ли­бе­ра­ла и др.

 

В античном иск-ве миф об А. отражён в рельефах саркофагов, погребальных урн, также в вазописи, настенной живописи. Сюжеты о любви А. и Афродиты (чаще – Венеры) и смерти А. были популярны в живописи Возрождения и барокко (Тициан, П. Веронезе, П. П. Рубенс, Н. Пуссен, Г. Рени) и скульптуре кон. 18–19 вв. (А. Канова, Б. Торвальдсен, О. Роден).

Вернуться к началу