Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АДА́Д

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 204

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С.С. Соловьёва

АДА́Д, Ад­ду (ак­кад.), Иш­кур (шу­мер.), в шу­ме­ро-ак­кад­ской ми­фо­ло­гии бог бу­ри, гро­ма, вет­ра, до­ж­дя. Сын Ана. Иш­кур упо­ми­на­ет­ся впер­вые в тек­стах 26 в. до н. э., А. – со Ста­ро­ва­ви­лон­ско­го пе­рио­да (19 в. до н. э.). А. пред­став­лял как гроз­ные, гу­би­тель­ные, так и бла­гие, пло­до­нос­ные си­лы при­ро­ды, его об­раз свя­зы­вал­ся с бы­ком – сим­во­лом пло­до­ро­дия, мо­щи и яро­сти. Эмб­ле­ма А. – дву­зу­бец или тре­зу­бец мол­нии. А. осо­бен­но по­чи­тал­ся в Бит-Кар­ка­ре (где на­хо­дил­ся его храм Эу­гал­гал), Ва­ви­ло­не, Аш­шу­ре, Ар­рап­хе и др. го­ро­дах. А. высту­пал и в ро­ли ора­ку­ла. Его имя как тео­фор­ная (от греч. theós – бог) часть вхо­ди­ло в цар­ские име­на – бо­лее все­го в Ас­си­рии (напр., Шам­ши-Адад, Адад-не­ра­ри и др.), ре­же в Ва­ви­ло­нии. О зна­чи­мо­сти куль­та А. сви­де­тель­ст­ву­ет то, что Си­наххе­риб (7 в. до н. э.) ста­вил се­бе в за­слу­гу воз­вра­ще­ние в Ас­си­рию (че­рез 500 лет) ста­туи А., в 12 в. за­хва­чен­ной ва­ви­ло­ня­на­ми. Культ А. был ши­ро­ко рас­про­стра­нён в ареа­ле всей Пе­ред­ней Азии. А. то­ж­де­ст­вен Ба­ал-Хад­да­ду (у зап. се­ми­тов), Те­шу­бу (у хур­ри­тов), Тей­ше­бе (у урар­тов), Тар­хун­не (Тар­хун­ту) у хет­тов, Хут­хе (у кас­си­тов).

Лит.: Bottero J. La religion babylonienne. P., 1952; Ми­фо­ло­гии древ­не­го ми­ра. М., 1977.

Вернуться к началу