Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОЛГУ́ШИН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 217-218

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. М. Садовская
Н. А. Долгушин – Зигфрид («Лебединое озеро» П. И. Чайковского).

ДОЛГУ́ШИН Ни­ки­та Алек­сан­д­ро­вич (р. 8. 11.1938, Ле­нин­град), рос. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1988). В 1959 окон­чил ЛХУ (пе­да­го­ги В. И. Шел­ков, М. М. Ми­хай­лов, А. И. Пуш­кин) и был при­нят в Ле­нингр. те­атр опе­ры и ба­ле­та им. С. М. Ки­ро­ва. Пер­вую соль­ную пар­тию (Са­тир – «Спар­так» А. И. Ха­ча­ту­ря­на) ис­пол­нил ещё до окон­ча­ния учи­ли­ща. В 1961–66 в Но­во­си­бир­ском те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та, в 1966–1968 в тан­це­валь­ном ан­самб­ле «Мо­ло­дой ба­лет» под рук. И. А. Мои­сее­ва, в 1968–83 в Ле­нингр. Ма­лом те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та. В 1998–2006 гл. ба­летм. Са­мар­ско­го те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та. Пер­вый ис­пол­ни­тель пар­тий в по­ста­нов­ках О. М. Ви­но­гра­до­ва (Принц – «Зо­луш­ка», Ро­мео – «Ро­мео и Джуль­ет­та» С. С. Про­кофь­е­ва; князь Игорь – «Яро­слав­на» Б. И. Ти­щен­ко, и др.), И. Д. Бель­ско­го (Щел­кун­чик-Принц – «Щел­кун­чик» П. И. Чай­ков­ско­го), Н. Н. Бо­яр­чи­ко­ва (Карл – «Раз­бой­ни­ки» М. А. Мин­ко­ва), М. Мурд­маа (Че­ло­век – «Свер­ше­ние» А. Пяр­та). В клас­сич. ре­пер­туа­ре Д. – мас­тер от­то­чен­но­го, эле­гант­но­го тан­ца в стро­гой, бла­го­род­ной ма­не­ре. В совр. ба­ле­тах соз­да­вал тон­кий пси­хо­ло­гич. ри­су­нок ро­ли, тя­го­тел к тра­ге­дий­но­сти, но по­рой был скло­нен к гро­те­ску и юмо­ру. Сре­ди пар­тий: Аль­берт («Жи­зель» А. Ада­на), Юно­ша («Шо­пе­ниа­на» на муз. Ф. Шо­пе­на), Де­зи­ре и Зиг­фрид («Спя­щая кра­са­ви­ца» и «Ле­бе­ди­ное озе­ро» Чай­ков­ско­го), Гам­лет («Гам­лет» Н. П. Чер­вин­ско­го), Пи­лат («Мас­тер и Мар­га­ри­та» А. П. Пет­ро­ва), Дон Жу­ан («Дон Жу­ан» К. В. Глю­ка). Вёл ак­тив­ную кон­церт­ную дея­тель­ность, вы­сту­пая в хо­рео­гра­фич. ми­ниа­тю­рах Л. В. Якоб­со­на, Х. Ли­мо­на, Р. Пе­ти, Дж. Кран­ко, К. Я. Го­лей­зов­ско­го, Г. Д. Алек­сид­зе. В Но­во­си­бир­ском те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та де­бю­ти­ро­вал как хо­рео­граф (ряд ва­риа­ций в ба­ле­те «Ле­дя­ная де­ва» на муз. Э. Гри­га, 1964). В Ле­нингр. Ма­лом те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та по­ста­вил «Кон­церт в бе­лом» (1969) и «Ро­мео и Джуль­ет­та» (1971) на муз. Чай­ков­ско­го, «Кли­тем­не­ст­ра» на муз. Глю­ка (1972). Ста­вил тан­цы в опе­рах и дра­ма­тич. спек­так­лях. С 1983 ру­ко­во­дит ба­лет­ной труп­пой Опер­ной сту­дии Ле­нингр. конс. (с 1991 Муз. те­атр С.-Пе­терб. конс.). Сре­ди по­ста­но­вок: «Эпи­та­фия» на муз. Т. Аль­би­но­ни (1984), «Грё­за» («Да­ма с ка­ме­лия­ми») на муз. Э. Шос­со­на (1985), «Ко­роль Лир» С. И. На­сид­зе (1990, совм. с Алек­сид­зе, Д. – Лир), «Кар­мен-сюи­та» Ж. Би­зе – Р. К. Щед­ри­на (2002), «Валь­пур­гие­ва ночь» Ш. Гу­но (2006). Д. ре­кон­ст­руи­ро­вал ше­дев­ры клас­сич. на­сле­дия: «По­сле­по­лу­ден­ный от­дых фав­на» на муз. К. Де­бюс­си (1990, хо­рео­гра­фия В. Ф. Ни­жин­ско­го), «Рус­ский ба­лет Се­реб­ря­но­го ве­ка» на сбор­ную му­зы­ку (1993, рес­тав­ра­ция хо­рео­гра­фии М. М. Фо­ки­на и А. П. Пав­ло­вой), «Жи­зель» (1997, хо­рео­гра­фия Ж. Пер­ро, Ж. Ко­рал­ли, М. И. Пе­ти­па), «Дон Ки­хот» Л. Ф. Мин­ку­са (2005, хо­рео­гра­фия Пе­ти­па, А. А. Гор­ско­го и Д.) и др. Сни­мал­ся в те­ле­ба­ле­те «Принц и ни­щий» на муз. Н. С. Си­мо­ня­на (1985), те­ле­эк­ра­ни­за­ци­ях ба­ле­тов «Мас­ка­рад» на муз. А. И. Ха­ча­ту­ря­на (1985), «Шек­спи­риа­на» на муз. Г. Пёр­сел­ла и Чай­ков­ско­го (1988) и др. В 1983–2000 зав. ка­фед­рой хо­рео­гра­фии Ле­нин­град­ской (С.-Пе­терб.) кон­сер­ва­то­рии (проф. с 1990). Твор­че­ст­ву Д. по­свя­ще­ны филь­мы «Тан­цу­ет Ни­ки­та Дол­гу­шин» (1982), «Ни­ки­та Дол­гу­шин. Фи­ло­со­фия тан­ца» (1992). 1-я пр. Ме­ж­ду­нар. кон­кур­са ар­ти­стов ба­ле­та в Вар­не (1964).

Лит.: Кра­сов­ская В. Н. Дол­гу­шин. Л., 1985.

Вернуться к началу