Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАСИ́ЛЬЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 640

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




А. А. Васильев. Сцена из спектакля «А. С. Пушкин. Дон Жуан, или "Каменный гость" и другие стихи».

ВАСИ́ЛЬЕВ Ана­то­лий Алек­сан­д­ро­вич (р. 4.5.1942, с. Да­ни­лов­ка Пен­зен­ской обл.), рос. ре­жис­сёр, пе­да­гог, засл. де­ят. ис­кусств РФ (1993). Окон­чил ун-т Рос­то­ва-на-До­ну (1964), ГИТИС (1973, пе­да­го­ги М. О. Кне­бель и А. А. По­пов). С 1973 ре­жис­сёр-ста­жёр МХАТ, где в том же го­ду под рук. О. Н. Еф­ре­мо­ва по­ста­вил спек­такль «Со­ло для ча­сов с бо­ем» О. За­град­ни­ка. В 1977–82 ре­жис­сёр Моск. те­ат­ра им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го: «Пер­вый ва­ри­ант "Вас­сы Же­лез­но­вой"» по М. Горь­ко­му (1978), «Взрос­лая дочь мо­ло­до­го че­ло­ве­ка» В. И. Слав­кина (1979). С 1982 ре­жис­сёр Те­ат­ра на Та­ган­ке – «Сер­со» Слав­ки­на (1985). В 1987 от­крыл­ся те­атр «Шко­ла дра­ма­тич. иск-ва» под рук. В. – экс­пе­рим. объ­е­ди­не­ние, стре­мя­щее­ся к об­нов­ле­нию те­ат­раль­ной эс­те­ти­ки. Рас­ши­ре­ние сфе­ры вы­ра­зи­мо­го, но­вые идеи в об­лас­ти пла­стич. ри­сун­ка и ком­по­зи­ции, спо­соб­ность вос­соз­да­вать не­пре­рыв­ные из­ме­не­ния эмо­цио­наль­ных ре­ак­ций, со­ци­аль­но­го са­мо­чув­ст­вия, цен­но­ст­ной ори­ен­та­ции че­ло­ве­ка, со­еди­не­ние сце­нич. но­ва­ций с за­вер­шён­но­стью фор­мы сде­ла­ли В. од­ним из ли­де­ров ре­жис­сёр­ско­го по­ко­ле­ния. С кон. 1980-х гг. ин­те­ре­сы В. от соб­ст­вен­но ре­жис­су­ры всё боль­ше сме­ща­ют­ся в об­ласть ла­бо­ра­тор­ных опы­тов и пе­да­го­ги­ки. Ре­жис­сёр пред­ло­жил свою кон­цеп­цию те­ат­ра как еди­но­го жи­во­го эво­люц. про­цес­са. В «Шко­ле дра­ма­тич. иск-ва» ве­дёт­ся под­го­тов­ка ак­тё­ров и ре­жис­сё­ров в фор­ме прак­тич. се­ми­на­ров и ла­бо­ра­то­рий, раз­ра­ба­ты­вают­ся но­вые те­ат­раль­ные тех­но­ло­гии. Сре­ди по­ста­но­вок: «Шесть пер­со­на­жей в по­ис­ках ав­то­ра» (1987), «Се­го­дня мы им­про­ви­зи­ру­ем» (1990) и «Ка­ж­дый по-сво­ему» (1993) Л. Пи­ран­дел­ло, «Ви­за­ви» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му (1988), «Пла­тон-Маг­ритт. "Диа­ло­ги"», «Я – Чай­ка» по пье­сам А. П. Че­хо­ва (обе 1991), «Са­ло­мея» О. Уай­ль­да, «Го­су­дар­ст­во» Пла­то­на, «Ве­чер Моль­е­ра» (все 1992), «Fiorenza» и «Ио­сиф и его бра­тья» Т. Ман­на (1993), «Ам­фит­ри­он» Моль­е­ра (1994), «Плач Ие­ре­мии» (1996), «А. С. Пуш­кин. Дон Жу­ан, или "Ка­мен­ный гость" и дру­гие сти­хи» (1998), «Ме­дея Ма­те­ри­ал» Х. Мюл­ле­ра (2001), «Из пу­те­ше­ст­вия Оне­ги­на» по А. С. Пуш­ки­ну (2003), «Песнь два­дцать тре­тья. По­гре­бе­ние Пат­рок­ла. Иг­ры» по «Илиа­де» Го­ме­ра (1996–2004). В ев­роп. те­ат­рах В. по­ста­вил: «Мас­ка­рад» М. Ю. Лер­мон­то­ва (1992), «Ам­фит­ри­он» (2002) – «Ко­ме­ди Фран­сез», Па­риж; «Дя­дюш­кин сон» по Ф. М. Дос­то­ев­скому (1994) – Ху­дож. те­атр, Бу­да­пешт; «Пи­ко­вая да­ма» П. И. Чай­ков­ско­го (1996) – Нем. нац. те­атр, Вей­мар. С нач. 1980-х гг. пре­по­да­ёт в ГИТИСе, на Высш. кур­сах сце­на­ри­стов и ре­жис­сё­ров, во ВГИКе (1984–91), а так­же за ру­бе­жом (Гер­ма­ния, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Бель­гия, Да­ния и др.). Ра­бо­та­ет на ра­дио и ТВ. Гос. пр. РФ (1999).

Лит.: Лы­сяк ОИ. Те­атр А. Ва­силь­е­ва: Биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель. М., 2003.

Вернуться к началу