Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОЛЬШО́Й ТЕА́ТР

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 9

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Аронова, Н. Н. Афанасьева (Опера в Большом театре), Е. Я. Суриц (Балет Большого театра)
Большой театр. Фасад здания. Фото А. И. Нагаева

БОЛЬШО́Й ТЕА́ТР Рос­сии го­су­дар­ст­вен­ный ака­де­ми­че­ский (ГАБТ), один из ста­рей­ших те­ат­ров страны (Москва). С 1919 ака­де­ми­че­ский. Ис­то­рия Б. т. вос­хо­дит к 1776, ко­гда кн. П. В. Уру­сов по­лу­чил пра­ви­тель­ст­в. при­ви­ле­гию «быть со­дер­жа­те­лем всех те­ат­раль­ных в Мо­ск­ве пред­став­ле­ний» с обя­за­тель­ст­вом по­стро­ить ка­мен­ный те­атр, «что­бы го­ро­ду он мог слу­жить ук­ра­ше­ни­ем, и сверх то­го, дом для пуб­лич­ных мас­ка­ра­дов, ко­ме­дий и опер ко­ми­че­ских». В том же го­ду Уру­сов при­влёк к уча­стию в рас­хо­дах вы­ход­ца из Анг­лии М. Ме­док­са. Спек­так­ли шли в Опер­ном до­ме на Зна­мен­ке, на­хо­див­шем­ся во владении гр. Р. И. Во­рон­цо­ва (в лет­нее вре­мя – в «во­кса­ле» во вла­де­нии гр. А. С. Стро­га­но­ва «под Ан­д­ро­ни­ко­вым мо­на­сты­рём»). Опер­ные, ба­лет­ные и дра­ма­тич. спек­так­ли осу­ще­ст­в­ля­лись си­ла­ми ак­тё­ров и му­зы­кан­тов, вы­шед­ших из те­ат­раль­ной труп­пы Моск. ун-та, кре­по­ст­ных трупп Н. С. Ти­то­ва и П. В. Уру­со­ва.

По­сле по­жа­ра Опер­но­го до­ма в 1780 в том же го­ду на ул. Пет­ров­ке за 5 мес воз­ве­де­но те­ат­раль­ное зда­ние в сти­ле ека­те­ри­нин­ско­го клас­си­циз­ма – Пет­ров­ский те­атр (арх. Х. Роз­берг; см. Ме­док­са те­атр). С 1789 он на­хо­дил­ся в ве­де­нии Опе­кун­ско­го со­ве­та. В 1805 Пет­ров­ский те­атр сго­рел. В 1806 труп­па пе­ре­шла в ве­де­ние Ди­рек­ции моск. имп. те­ат­ров, про­дол­жа­ла вы­сту­пать в раз­ных по­ме­ще­ни­ях. В 1816 был при­нят про­ект пе­ре­строй­ки Те­ат­раль­ной пл. арх. О. И. Бо­ве; в 1821 имп. Алек­сан­дром I ут­вер­ждён про­ект но­во­го те­ат­раль­но­го зда­ния арх. А. А. Ми­хай­ло­ва. Т. н. Боль­шой Пет­ров­ский те­атр в сти­ле ам­пир по­стро­ен Бо­ве по это­му про­ек­ту (с не­ко­то­ры­ми из­ме­не­ния­ми и с ис­поль­зо­ва­ни­ем фун­да­мен­та Пет­ров­ско­го те­ат­ра); от­крыт в 1825. В пря­мо­уголь­ный объ­ём зда­ния был впи­сан под­ко­во­об­раз­ный зри­тель­ный зал, сце­нич. по­ме­ще­ние по пло­ща­ди рав­ня­лось за­лу и име­ло боль­шие ку­луа­ры. Гл. фа­сад был ак­цен­ти­ро­ван мо­ну­мен­таль­ным 8-ко­лон­ным ио­ни­че­ским пор­ти­ком с тре­уголь­ным фрон­то­ном, увен­чан­ным скульп­тур­ной але­ба­ст­ро­вой груп­пой «Квад­ри­га Апол­ло­на» (раз­ме­ще­на на фо­не по­лу­цир­куль­ной ни­ши). Со­ору­же­ние ста­ло гл. ком­по­зи­ци­он­ной до­ми­нан­той ан­самб­ля Те­ат­раль­ной пло­ща­ди.

Большой театр. По рисунку В. С. Садовникова. 1859.

По­сле по­жа­ра 1853 Б. т. вос­ста­нав­ли­вал­ся по про­ек­ту арх. А. К. Ка­во­са (с за­ме­ной скульп­тур­ной груп­пы ра­бо­той в брон­зе П. К. Клод­та), строи­тель­ст­во за­вер­ше­но в 1856. Ре­кон­ст­рук­ция зна­чи­тель­но из­ме­ни­ла его внеш­ний об­лик, но со­хра­ни­ла пла­ни­ров­ку; ар­хи­тек­ту­ра Б. т. при­об­ре­ла чер­ты эк­лек­тиз­ма. В та­ком ви­де те­атр со­хра­нил­ся до 2005, за ис­клю­че­ни­ем не­боль­ших внутр. и внеш­них пе­ре­стро­ек (зри­тель­ный зал вме­щает св. 2000 чел.). В 1924–59 ра­бо­тал Фи­ли­ал Б. т. (в по­ме­ще­нии быв. Опе­ры С. И. Зи­ми­на на Боль­шой Дмит­ров­ке). В 1920 в быв. имп. фойе от­крыл­ся кон­церт­ный зал – т. н. Бет­хо­вен­ский. В го­ды Вел. Отеч. вой­ны часть кол­лек­ти­ва Б. т. на­хо­ди­лась в эва­куа­ции в Куй­бы­ше­ве (1941–42), часть да­ва­ла спек­так­ли в по­ме­ще­нии фи­лиа­ла. В 1961–89 не­ко­то­рые спек­так­ли Б. т. про­хо­ди­ли на сце­не Крем­лёв­ско­го двор­ца съез­дов. Во вре­мя ре­кон­ст­рук­ции (с 2005) осн. зда­ния те­ат­ра спек­так­ли идут на Но­вой сце­не в спе­ци­аль­но по­стро­ен­ном зда­нии (по про­ек­ту арх. А. В. Мас­ло­ва; функ­цио­ни­ру­ет с 2002). Б. т. вклю­чён в Го­сударственный свод осо­бо цен­ных объ­ек­тов куль­тур­но­го на­сле­дия на­ро­дов Рос. Фе­де­ра­ции.

Зна­чи­тель­ную роль в ис­то­рии Б. т. сыг­ра­ла дея­тель­ность ди­рек­то­ров им­пера­торских те­ат­ров – И. А. Все­во­лож­ско­го (1881–99), кн. С. М. Вол­кон­ско­го (1899–1901), В. А. Те­ля­ков­ско­го (1901–1917). В 1882 про­ве­де­на ре­ор­га­ни­за­ция имп. те­ат­ров, в Б. т. поя­ви­лись долж­но­сти гл. ди­ри­жё­ра (ка­пель­мей­сте­ра; им стал И. К. Аль­та­ни, 1882–1906), гл. ре­жис­сё­ра (А. И. Бар­цал, 1882–1903) и гл. хор­мей­сте­ра (У. И. Ав­ра­нек, 1882–1929). Оформ­ле­ние спек­так­лей ус­лож­ня­лось и по­сте­пен­но вы­хо­ди­ло за рам­ки про­сто­го ук­ра­ше­ния сце­ны; в ка­че­стве гл. ма­ши­ни­ста и де­ко­ра­то­ра про­сла­вил­ся К. Ф. Вальц (1861–1910). В даль­ней­шем гл. ди­ри­жё­ры Б. т.: В. И. Сук (1906–33), А. Ф. Арендс (гл. ди­рижёр ба­ле­та, 1900–24), С. А. Са­мо­суд (1936–43), А. М. Па­зов­ский (1943–48), Н. С. Го­ло­ва­нов (1948–53), А. Ш. Ме­лик-Паша­ев (1953–63), Е. Ф. Свет­ла­нов (1963–65), Г. Н. Ро­ж­де­ст­вен­ский (1965–1970), Ю. И. Си­мо­нов (1970–85), А. Н. Ла­за­рев (1987–95). Гл. ре­жис­сё­ры: В. А. Лос­ский (1920–28), Н. В. Смо­лич (1930–1936), Б. А. Морд­ви­нов (1936–40), Л. В. Ба­ра­тов (1944–49), И. М. Ту­ма­нов (1964–70), Б. А. По­кров­ский (1952–55, 1956–63, 1970–82). Гл. ба­лет­мей­сте­ры: А. Н. Бо­гда­нов (1883–89), А. А. Гор­ский (1902–24), Л. М. Лав­ров­ский (1944–56, 1959–64), Ю. Н. Гри­го­ро­вич (1964–95). Гл. хор­мей­сте­ры: В. П. Сте­па­нов (1926–1936), М. А. Ку­пер (1936–44), М. Г. Шо­рин (1944–58), А. В. Рыб­нов (1958–88), С. М. Лы­ков (1988–95, ху­дож. рук. хо­ра в 1995–2003). Гл. ху­дож­ни­ки: М. И. Ку­рил­ко (1925–27), Ф. Ф. Фе­до­ров­ский (1927–29, 1947–53), В. В. Дми­т­ри­ев (1930–41), П. В. Виль­ямс (1941–47), В. Ф. Рын­дин (1953–70), Н. Н. Зо­ло­та­рёв (1971–88), В. Я. Ле­вен­таль (1988–1995). В 1995–2000 худож. рук. те­ат­ра – В. В. Ва­силь­ев, худож. рук., сце­но­граф и гл. ху­дож­ник – С. М. Бар­хин, муз. рук. – П. Фе­ра­нец, с 1998 – М. Ф. Эрм­лер; худож. рук. опе­ры Б. А. Ру­ден­ко. Управ­ляю­щий ба­лет­ной труп­пой – А. Ю. Бо­га­ты­рёв (1995–98); худож. ру­ко­во­ди­те­ли ба­лет­ной труп­пы – В. М. Гор­де­ев (1995–97), А. Н. Фа­дее­чев (1998–2000), Б. Б. Аки­мов (2000–04), с 2004 – А. О. Рат­ман­ский. В 2000–01 худож. рук. – Г. Н. Рож­де­ст­вен­ский. С 2001 муз. рук. и гл. ди­ри­жёр – А. А. Ве­дер­ни­ков.

Опера в Большом театре

В 1779 в Опер­ном до­ме на Зна­мен­ке по­став­ле­на од­на из пер­вых рус. опер – «Мель­ник – кол­дун, об­ман­щик и сват» (текст А. О. Аб­ле­си­мо­ва, муз. М. М. Со­ко­лов­ско­го). В Пет­ров­ском те­ат­ре по­став­ле­ны ал­ле­го­рич. про­лог «Стран­ни­ки» (текст Аб­ле­си­мо­ва, муз. Е. И. Фо­ми­на), ис­пол­нен­ный в день от­кры­тия 30.12.1780 (10.1.1781), опер­ные спек­так­ли «Не­сча­стье от ка­ре­ты» (1780), «Ску­пой» (1782), «Санкт-Пе­тер­бург­ский гос­ти­ный двор» (1783) В. А. Паш­ке­ви­ча. Влия­ние на раз­ви­тие опер­но­го те­ат­ра ока­за­ли га­ст­ро­ли итал. (1780–82) и франц. (1784–1785) трупп. В труп­пе Пет­ров­ско­го те­ат­ра со­стоя­ли ак­тё­ры и пев­цы Е. С. Сан­ду­но­ва, М. С. Си­няв­ская, А. Г. Ожо­гин, П. А. Пла­виль­щи­ков, Я. Е. Шу­ше­рин и др. Боль­шой Пет­ров­ский те­атр от­крыл­ся 6(18).1.1825 про­ло­гом «Тор­же­ст­во муз» А. А. Алябь­е­ва и А. Н. Вер­стов­ско­го. В опер­ном ре­пер­туа­ре с это­го вре­ме­ни всё боль­шее ме­сто за­ни­ма­ли про­из­ве­де­ния отеч. ав­то­ров, гл. обр. опе­ры-во­де­ви­ли. Св. 30 лет ра­бо­та опер­ной труп­пы бы­ла свя­за­на с дея­тель­но­стью Вер­стов­ско­го – ин­спек­то­ра Ди­рек­ции имп. те­ат­ров и ком­по­зи­то­ра, ав­то­ра опер «Пан Твар­дов­ский» (1828), «Ва­дим» (1832), «Ас­коль­до­ва мо­ги­ла» (1835), «Тос­ка по ро­ди­не» (1839). В 1840-х гг. по­став­ле­ны рус. клас­сич. опе­ры «Жизнь за ца­ря» (1842) и «Рус­лан и Люд­ми­ла» (1846) М. И. Глин­ки. В 1856 вновь от­стро­ен­ный Б. т. от­крыл­ся опе­рой В. Бел­ли­ни «Пу­ри­та­не» в ис­пол­не­нии итал. труп­пы. 1860-е гг. от­ме­че­ны уси­ле­ни­ем зап.-ев­роп. влия­ния (но­вая Ди­рек­ция имп. те­ат­ров бла­го­во­ли­ла к итал. опе­ре и му­зы­кан­там-ино­стран­цам). Из отеч. опер по­став­ле­ны «Юдифь» (1865) и «Рог­неда» (1868) А. Н. Се­ро­ва, «Ру­сал­ка» А. С. Дар­го­мыж­ско­го (1859, 1865), с 1869 шли опе­ры П. И. Чай­ков­ско­го. Подъ­ём рус. муз. куль­ту­ры в Б. т. свя­зан с пер­вой по­ста­нов­кой на боль­шой опер­ной сце­не «Ев­ге­ния Оне­ги­на» (1881), а так­же др. про­из­ве­де­ний Чай­ков­ско­го, опер пе­терб. ком­по­зи­то­ров – Н. А. Рим­ско­го-Кор­сако­ва, М. П. Му­сорг­ско­го, с ди­ри­жёр­ской дея­тель­но­стью Чай­ков­ско­го. Од­но­вре­мен­но ста­ви­лись луч­шие про­из­ве­де­ния за­ру­беж­ных ком­по­зи­то­ров – В. А. Мо­цар­та, Дж. Вер­ди, Ш. Гу­но, Ж. Би­зе, Р. Ваг­не­ра. Сре­ди пев­цов кон. 19 – нач. 20 вв.: М. Г. Гу­ко­ва, Е. П. Кад­ми­на, Н. В. Са­ли­на, А. И. Бар­цал, И. В. Гры­зу­нов, В. Р. Пет­ров, П. А. Хох­лов. Этап­ной для Б. т. ста­ла ди­ри­жёр­ская дея­тель­ность С. В. Рах­ма­ни­но­ва (1904–1906). Рас­цвет Б. т. в 1901–17 во мно­гом свя­зан с име­на­ми Ф. И. Ша­ля­пи­на, Л. В. Со­би­но­ва и А. В. Не­жда­но­вой, К. С. Ста­ни­слав­ско­го и Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко, К. А. Ко­ро­ви­на и А. Я. Го­ло­ви­на.

В 1906–33 фак­тич. гла­вой Б. т. был В. И. Сук, про­дол­жив­ший ра­бо­ту над рус. и за­ру­беж­ной опер­ной клас­си­кой совместно с ре­жис­сё­ра­ми В. А. Лос­ским («Аи­да» Дж. Вер­ди, 1922; «Ло­эн­грин» Р. Ваг­не­ра, 1923; «Бо­рис Го­ду­нов» М. П. Му­сорг­ско­го, 1927) и Л. В. Ба­ра­то­вым, худ. Ф. Ф. Фе­до­ров­ским. В 1920–1930-е гг. спек­так­ля­ми ди­ри­жи­ро­ва­ли Н. С. Го­ло­ва­нов, А. Ш. Ме­лик-Па­ша­ев, А. М. Па­зов­ский, С. А. Са­мо­суд, Б. Э. Хай­кин, на сце­не пе­ли В. В. Бар­со­ва, К. Г. Дер­жин­ская, Е. Д. Круг­ли­ко­ва, М. П. Мак­са­ко­ва, Н. А. Обу­хо­ва, Е. А. Сте­па­но­ва, А. И. Ба­ту­рин, И. С. Коз­лов­ский, С. Я. Ле­ме­шев, М. Д. Ми­хай­лов, П. М. Нор­цов, А. С. Пи­ро­гов. Со­стоя­лись пре­мье­ры сов. опер: «Де­каб­ри­сты» В. А. Зо­ло­та­рё­ва (1925), «Сын солн­ца» С. Н. Ва­си­лен­ко и «Тупей­ный ху­дож­ник» И. П. Ши­шо­ва (обе 1929), «Ал­маст» А. А. Спен­диа­ро­ва (1930); в 1935 по­став­ле­на опе­ра «Ле­ди Мак­бет Мцен­ско­го уез­да» Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча. В кон. 1940 поставлена «Валь­ки­рия» Ваг­не­ра (реж. С. М. Эй­зен­штейн). По­след­няя пред­во­ен­ная по­ста­нов­ка – «Хо­ван­щи­на» Му­сорг­ско­го (13.2.1941). В 1918–22 в Б. т. функ­цио­ни­ро­ва­ла Опер­ная сту­дия под рук. К. С. Ста­ни­слав­ско­го.

Сцена из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Режиссёр Л. В. Баратов. Музей ГАБТ

В сент. 1943 Б. т. от­крыл се­зон в Мо­ск­ве опе­рой «Иван Су­са­нин» М. И. Глин­ки. В 1940–50-е гг. ста­вил­ся рус. и ев­роп. клас­сич. ре­пер­ту­ар, а так­же опе­ры ком­по­зи­то­ров стран Вост. Ев­ро­пы – Б. Сме­та­ны, С. Мо­нюш­ко, Л. Яна­че­ка, Ф. Эр­ке­ля. С 1943 с Б. т. свя­за­но имя реж. Б. А. По­кров­ско­го, св. 50 лет оп­ре­де­ляв­ше­го ху­дож. уро­вень опер­ных спек­так­лей; эта­лон­ны­ми счи­та­ют­ся его по­ста­нов­ки опер «Вой­на и мир» (1959), «Се­мён Кот­ко» (1970) и «Иг­рок» (1974) С. С. Про­кофь­е­ва, «Рус­лан и Люд­ми­ла» Глин­ки (1972), «Отел­ло» Дж. Вер­ди (1978). В це­лом для опер­но­го ре­пер­туа­ра 1970-х – нач. 1980-х гг. ха­рак­тер­но сти­ле­вое мно­го­об­ра­зие: от опер 18 в. («Юлий Це­зарь» Г. Ф. Ген­де­ля, 1979; «Ифи­ге­ния в Ав­ли­де» К. В. Глю­ка, 1983), опер­ной клас­си­ки 19 в. («Зо­ло­то Рей­на» Р. Ваг­не­ра, 1979) до сов. опе­ры («Мёрт­вые ду­ши» Р. К. Щед­ри­на, 1977; «Об­ру­че­ние в мо­на­сты­ре» Про­кофь­е­ва, 1982). В луч­ших спек­так­лях 1950–70-х гг. пе­ли И. К. Ар­хи­по­ва, Г. П. Виш­нев­ская, М. Ф. Кас­ра­шви­ли, Т. А. Ми­лаш­ки­на, Е. В. Об­раз­цо­ва, Б. А. Ру­ден­ко, Т. И. Си­няв­ская, В. А. Ат­лан­тов, А. А. Ве­дер­ни­ков, А. Ф. Крив­че­ня, С. Я. Ле­ме­шев, П. Г. Ли­си­ци­ан, Ю. А. Ма­зу­рок, Е. Е. Не­сте­рен­ко, А. П. Ог­нив­цев, И. И. Пет­ров, М. О. Рей­зен, З. Л. Со­тки­ла­ва, А. А. Эй­зен, ди­ри­жи­ро­ва­ли Е. Ф. Свет­ла­нов, Г. Н. Ро­ж­де­ст­вен­ский, К. А. Си­ме­о­нов и др. С ис­клю­че­ни­ем долж­но­сти гл. ре­жис­сё­ра (1982) и ухо­дом из те­ат­ра Ю. И. Си­мо­но­ва на­чал­ся пе­ри­од не­ста­биль­но­сти; до 1988 осу­ще­ст­в­ле­но все­го неск. опер­ных по­ста­но­вок: «Ска­за­ние о не­ви­ди­мом гра­де Ки­те­же» (реж. Р. И. Ти­хо­ми­ров) и «Сказ­ка о ца­ре Сал­та­не» (реж. Г. П. Ан­си­мов) Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, «Вер­тер» Ж. Масс­не (реж. Е. В. Об­раз­цо­ва), «Ма­зе­па» П. И. Чай­ков­ско­го (реж. С. Ф. Бон­дар­чук). С кон. 1980-х гг. опер­ную ре­пер­ту­ар­ную по­ли­ти­ку оп­ре­де­ля­ла ори­ен­та­ция на ред­ко ис­пол­няе­мые про­из­ве­де­ния: «Ор­ле­ан­ская де­ва» Чай­ков­ско­го (1990, впер­вые на сце­не Б. т.), «Мла­да», «Ночь пе­ред Ро­ж­де­ст­вом» и «Зо­ло­той пе­ту­шок» Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, «Але­ко» и «Ску­пой ры­царь» С. В. Рах­ма­ни­но­ва. Сре­ди по­ста­но­вок – со­вме­ст­ная рос.-итал. ра­бо­та «Князь Игорь» А. П. Бо­ро­ди­на (1993). В эти го­ды на­чал­ся мас­со­вый отъ­езд пев­цов за ру­беж, что (при от­сут­ст­вии долж­но­сти гл. ре­жис­сё­ра) при­ве­ло к сни­же­нию ка­че­ст­ва спек­так­лей.

Сцена из оперы «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева. Режиссёр П. Устинов. Музей ГАБТ

В 1995–2000 ос­но­ва ре­пер­туа­ра – рус. опе­ры 19 в., сре­ди по­ста­но­вок: «Иван Су­са­нин» М. И. Глин­ки (во­зоб­нов­ле­ние по­ста­нов­ки Л. В. Ба­ра­то­ва 1945, реж. В. Г. Мил­ков), «Ио­лан­та» П. И. Чай­ков­ско­го (реж. Г. П. Ан­си­мов; обе 1997), «Фран­че­ска да Ри­ми­ни» С. В. Рах­ма­ни­но­ва (1998, реж. Б. А. По­кров­ский). По ини­циа­ти­ве Б. А. Ру­ден­ко ис­пол­не­ны итал. опе­ры («Нор­ма» В. Бел­ли­ни; «Лю­чия ди Лам­мер­мур» Г. До­ни­цет­ти). Др. по­ста­нов­ки: «Пре­крас­ная мель­ни­чи­ха» Дж. Паи­зи­ел­ло; «На­бук­ко» Дж. Вер­ди (реж. М. С. Кис­ля­ров), «Свадь­ба Фи­га­ро» В. А. Мо­цар­та (нем. реж. И. Херц), «Бо­ге­ма» Дж. Пуч­чи­ни (австр. реж. Ф. Мир­ди­та), наи­бо­лее удач­ная из них – «Лю­бовь к трём апель­си­нам» С. С. Про­кофь­е­ва (англ. реж. П. Ус­ти­нов). В 2001 под рук. Г. Н. Ро­ж­де­ст­вен­ско­го со­стоя­лась пре­мье­ра 1-й ре­дак­ции опе­ры «Иг­рок» Про­кофь­е­ва (реж. А. Б. Ти­тель).

Ос­но­вы ре­пер­ту­ар­ной и кад­ро­вой по­ли­ти­ки (с 2001): ан­тре­приз­ный прин­цип ра­бо­ты над спек­так­лем, при­гла­ше­ние ис­пол­ни­те­лей на кон­тракт­ной ос­но­ве (при по­сте­пен­ном со­кра­ще­нии осн. труп­пы), про­кат за­ру­беж­ных спек­так­лей («Си­ла судь­бы» и «Фаль­стаф» Дж. Вер­ди; «Ад­ри­ен­на Ле­кув­рёр» Ф. Чи­леа). Воз­рос­ло ко­ли­че­ст­во но­вых опер­ных по­ста­но­вок, сре­ди них: «Хо­ван­щи­на» М. П. Му­сорг­ско­го, «Сне­гу­роч­ка» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, «Ту­ран­дот» Дж. Пуч­чи­ни (все 2002), «Рус­лан и Люд­ми­ла» М. И. Глин­ки (2003; аутен­тич­ное ис­пол­не­ние), «По­хо­ж­де­ния по­ве­сы» И. Ф. Стра­вин­ско­го (2003; впер­вые в Б. т.), «Ог­нен­ный ан­гел» С. С. Про­кофь­е­ва (впер­вые в Б. т.) и «Ле­ту­чий гол­лан­дец» Р. Ваг­не­ра (обе 2004), «Де­ти Ро­зен­та­ля» Л. А. Де­сят­ни­ко­ва (2005).

Балет Большого театра

В 1784 в труп­пу Пет­ров­ско­го те­ат­ра во­шли уче­ни­ки ба­лет­но­го клас­са, от­кры­то­го в 1773 в Вос­пи­та­тель­ном до­ме. Пер­вы­ми хо­рео­гра­фа­ми бы­ли италь­ян­цы и фран­цу­зы (Л. Па­радиз, Ф. и К. Мо­рел­ли, П. Пи­нюч­чи, Дж. Со­ло­мо­ни). Ре­пер­ту­ар вклю­чал их собств. по­ста­нов­ки и пе­ре­но­сы спек­таклей Ж. Ж. Но­вер­ра. В раз­ви­тии ба­лет­но­го иск-ва Б. т. 1-й тре­ти 19 в. наи­боль­шее зна­че­ние име­ла дея­тель­ность А. П. Глуш­ков­ско­го, воз­глав­ляв­ше­го ба­лет­ную труп­пу в 1812–39. Он ста­вил спек­так­ли разл. жан­ров, в т. ч. на сю­же­ты А. С. Пуш­ки­на («Рус­лан и Люд­ми­ла, или Низ­вер­же­ние Чер­но­мо­ра, зло­го вол­шеб­ни­ка» Ф. Е. Шоль­ца, 1821). Ро­ман­тизм ут­вер­дил­ся на сце­не Б. т. бла­го­да­ря хо­рео­гра­фу Ф. Гюл­лень-Сор, ра­бо­тав­шей в Б. т. в 1823–39 и пе­ре­нёсшей из Па­ри­жа ряд ба­ле­тов («Силь­фи­да» Ф. Таль­о­ни, муз. Ж. Шнейц­хоф­фе­ра, 1837, и др.). Сре­ди её уче­ни­ков и наи­бо­лее из­вест­ных ис­пол­ни­те­лей: Е. А. Сан­ков­ская, Т. И. Глуш­ков­ская, Д. С. Ло­пу­хи­на, А. И. Во­ро­ни­на-Ива­но­ва, И. Н. Ни­ки­тин. Осо­бое зна­че­ние име­ли вы­сту­п­ле­ния в 1850-х гг. австр. тан­цов­щи­цы Ф. Эльс­лер, бла­го­да­ря ко­то­рой в ре­пер­ту­ар во­шли ба­ле­ты Ж. Ж. Пер­ро («Эс­ме­раль­да» Ч. Пу­ньи, и др.).

С сер. 19 в. ро­ман­тич. ба­ле­ты ста­ли те­рять своё зна­че­ние, не­смот­ря на то, что в труп­пе со­хра­ня­лись тя­го­тев­шие к ним ар­ти­сты: П. П. Ле­бе­де­ва, О. Н. Ни­ко­лае­ва, в 1870-х гг. – А. И. Со­бе­щан­ская. На про­тя­же­нии 1860–90-х гг. в Б. т. сме­ни­лось неск. ба­лет­мей­сте­ров, ру­ко­во­див­ших труп­пой или ста­вив­ших отд. спек­так­ли. В 1861–63 ра­бо­тал К. Бла­зис, по­лу­чив­ший из­вест­ность лишь как пе­да­гог. Наи­бо­лее ре­пер­ту­ар­ны­ми в 1860-х гг. бы­ли ба­ле­ты А. Сен-Ле­о­на, пе­ре­нёс­ше­го из С.-Пе­тер­бур­га «Конь­ка-Гор­бун­ка» Пу­ньи (1866). Зна­чит. до­сти­же­ни­ем стал «Дон Ки­хот» Л. Мин­ку­са, по­став­лен­ный М. И. Пе­ти­па в 1869. В 1867–69 осу­ще­ст­вил неск. по­ста­но­вок С. П. Со­ко­лов («Па­по­рот­ник, или Ночь на Ива­на Ку­па­лу» Ю. Г. Гер­бе­ра, и др.). В 1877 прие­хав­ший из Гер­ма­нии из­вест­ный ба­летм. В. Рей­зин­гер стал по­ста­нов­щи­ком 1-й (ма­ло­удач­ной) ре­дак­ции «Ле­бе­ди­но­го озе­ра» П. И. Чай­ков­ско­го. В 1880–90-х гг. хо­рео­гра­фа­ми в Б. т. бы­ли Й. Хан­сен, Х. Мен­дес, А. Н. Бо­гда­нов, И. Н. Хлю­стин. К кон. 19 в., не­смот­ря на на­ли­чие в труп­пе силь­ных тан­цов­щи­ков (Л. Н. Гей­тен, Л. А. Ро­слав­ле­ва, Н. Ф. Ма­но­хин, Н. П. До­ма­шёв), ба­лет Б. т. пе­ре­жи­вал кри­зис: сто­ял да­же во­прос о ли­к­ви­да­ции труп­пы, в 1882 со­кра­щён­ной вдвое. При­чи­ной то­му бы­ли от­час­ти ма­лое вни­ма­ние к труп­пе (счи­тав­шей­ся то­гда про­вин­ци­аль­ной) Ди­рек­ции имп. те­ат­ров, не­та­лант­ли­вые ру­ко­во­ди­те­ли, иг­но­ри­ро­вав­шие тра­ди­ции моск. ба­ле­та, об­нов­ле­ние ко­то­ро­го ста­ло воз­мож­ным в эпо­ху ре­форм в рус. иск-ве нач. 20 в.

Группа к балету «Хризис» Р. М. Глиэра. Зарисовка А. А. Горского.

В 1902 ба­лет­ную труп­пу Б. т. воз­гла­вил А. А. Гор­ский. Его дея­тель­ность спо­соб­ст­во­ва­ла воз­рож­де­нию и рас­цве­ту ба­ле­та Б. т. Хо­рео­граф стре­мил­ся на­сы­тить спек­так­ли дра­ма­тич. со­дер­жа­ни­ем, до­би­вал­ся ло­ги­ки и строй­нос­ти дей­ст­вия, точ­но­сти нац. ко­ло­ри­та, ис­то­рич. дос­то­вер­но­сти. Луч­ши­ми ори­ги­наль­ны­ми по­ста­нов­ка­ми Гор­ско­го ста­ли «Дочь Гу­ду­лы» А. Ю. Си­мо­на (1902), «Са­лам­бо» А. Ф. Аренд­са (1910), «Лю­бовь бы­ст­ра!» на муз. Э. Гри­га (1913), боль­шое зна­че­ние име­ли так­же пе­ре­дел­ки клас­сич. ба­ле­тов («Дон Ки­хот» Л. Мин­ку­са, «Ле­бе­ди­ное озе­ро» П. И. Чай­ков­ско­го, «Жи­зель» А. Ада­на). Еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми Гор­ско­го бы­ли ве­ду­щие тан­цов­щи­ки те­ат­ра М. М. Морд­кин, В. А. Ка­рал­ли, А. М. Ба­ла­шо­ва, С. В. Фё­до­ро­ва, с ним ра­бо­та­ли так­же Е. В. Гель­цер и В. Д. Ти­хо­ми­ров, тан­цов­щи­ки А. Е. Во­ли­нин, Л. Л. Но­ви­ков, мас­те­ра пан­то­ми­мы В. А. Ряб­цев, И. Е. Си­до­ров. 1920-е гг. в Рос­сии – вре­мя по­ис­ков но­вых форм во всех ви­дах иск-ва, в т. ч. и тан­ца. Од­на­ко хо­рео­гра­фы-но­ва­то­ры ред­ко до­пус­ка­лись в Б. т. В 1925 К. Я. Го­лей­зов­ский по­ста­вил на сце­не Фи­ли­ала Б. т. ба­лет «Иосиф Пре­крас­ный» С. Н. Ва­си­лен­ко, со­дер­жав­ший не­ма­ло нов­шеств в от­бо­ре и со­че­та­нии тан­це­валь­ных дви­же­ний и по­строе­нии групп, с кон­ст­рук­ти­ви­ст­ским оформ­ле­ни­ем Б. Р. Эрд­ма­на. Офи­ци­аль­но при­знан­ным дос­ти­же­ни­ем Б. т. счи­та­лась по­ста­нов­ка В. Д. Ти­хо­ми­ро­ва и Л. А. Ла­щи­ли­на «Крас­ный мак» на муз. Р. М. Гли­эра (1927), где зло­бо­днев­ное со­дер­жа­ние бы­ло об­ле­че­но в тра­диц. фор­му (ба­лет­ный «сон», ка­но­ниче­ское па-де-де, эле­мен­ты фее­рии).

Сцена из балета «Легенда о любви» А. Д. Меликова. Хореограф Ю. Н. Григорович. Музей ГАБТ
Сцена из балета «Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича. Хореограф А. О. Ратманский. Музей ГАБТ

С кон. 1920-х гг. роль Б. т. – те­перь сто­лич­но­го, «глав­но­го» те­ат­ра стра­ны – воз­рас­та­ла. В 1930-х гг. сю­да пе­ре­во­дят из Ле­нин­гра­да ба­лет­мей­сте­ров, пе­да­го­гов и ар­ти­стов. М. Т. Се­мё­но­ва и А. Н. Ер­мо­ла­ев ста­ли ве­ду­щи­ми ис­пол­ни­те­ля­ми на­ря­ду с мо­ск­ви­ча­ми О. В. Ле­пе­шин­ской, А. М. Мес­се­ре­ром, М. М. Га­бо­ви­чем. В ре­пер­ту­ар бы­ли вклю­че­ны ба­ле­ты «Пла­мя Па­ри­жа» В. И. Вай­но­не­на и «Бах­чи­са­рай­ский фон­тан» Р. В. За­ха­ро­ва (оба на муз. Б. В. Асафь­е­ва), «Ро­мео и Джуль­ет­та» С. С. Про­кофь­е­ва в по­ста­нов­ке Л. М. Лав­ров­ско­го, пе­ре­не­сён­ный в Мо­ск­ву в 1946, ко­гда в Б. т. пе­ре­шла Г. С. Ула­но­ва. На­чи­ная с 1930-х гг. и до сер. 1950-х гг. осн. тенден­ци­ей раз­ви­тия ба­ле­та бы­ло его сбли­же­ние с реа­ли­стич. дра­ма­тич. те­ат­ром. К сер. 1950-х гг. жанр дра­ма­тич. ба­ле­та из­жил се­бя. По­я­ви­лась груп­па мо­ло­дых хо­рео­гра­фов, стре­мя­щих­ся к пре­об­ра­зо­ва­ни­ям. В нач. 1960-х гг. Н. Д. Ка­сат­ки­на и В. Ю. Ва­си­лёв по­ста­ви­ли в Б. т. од­но­акт­ные ба­ле­ты («Гео­ло­ги» Н. Н. Ка­рет­ни­ко­ва, 1964; «Вес­на свя­щен­ная» И. Ф. Стра­вин­ско­го, 1965). Но­вым сло­вом ста­ли спек­так­ли Ю. Н. Гри­го­ро­ви­ча. Сре­ди его но­ва­тор­ских по­ста­но­вок, соз­дан­ных в со­труд­ни­че­ст­ве с С. Б. Вир­са­лад­зе: «Ка­мен­ный цве­ток» Про­кофь­е­ва (1959), «Ле­ген­да о люб­ви» А. Д. Ме­ли­ко­ва (1965), «Щел­кун­чик» Чай­ков­ско­го (1966), «Спар­так» А. И. Ха­ча­ту­ря­на (1968), «Иван Гроз­ный» на муз. Про­кофь­е­ва (1975). Эти мас­штаб­ные, ост­род­ра­ма­тич. спек­так­ли с боль­ши­ми мас­со­вы­ми сце­на­ми тре­бо­ва­ли осо­бо­го сти­ля ис­пол­не­ния – экс­прес­сив­но­го, под­час вы­со­ко­пар­но­го. В 1960–1970-х гг. по­сто­ян­ны­ми ис­пол­ни­те­ля­ми в ба­ле­тах Гри­го­ро­ви­ча бы­ли ве­ду­щие ар­ти­сты Б. т.: М. М. Пли­сец­кая, Р. С. Струч­кова, М. В. Кон­д­рать­е­ва, Н. В. Ти­мо­фее­ва, Е. С. Мак­си­мо­ва, В. В. Ва­силь­ев, Н. И. Бес­смерт­но­ва, Н. Б. Фа­дее­чев, М. Лие­па, М. Л. Лав­ров­ский, Ю. К. Вла­ди­ми­ров, А. Б. Го­ду­нов и др. С кон. 1950-х гг. ба­лет Б. т. на­чал ре­гу­ляр­но вы­сту­пать за ру­бе­жом, где при­об­рёл ши­ро­чай­шую по­пу­ляр­ность. По­сле­дую­щие два де­ся­ти­ле­тия – пе­ри­од рас­цве­та Б. т., бо­га­то­го яр­ки­ми ин­ди­ви­дуальностя­ми, де­мон­ст­ри­ро­вав­ше­го во всём ми­ре свой по­ста­но­воч­ный и ис­пол­ни­тель­ский стиль, ко­то­рый ори­ен­ти­ро­вал­ся на ши­ро­ко­го и при­том ин­тер­на­цио­наль­но­го зри­те­ля. Од­на­ко пре­об­ла­да­ние по­ста­но­вок Гри­го­ро­ви­ча при­ве­ло к од­но­об­ра­зию ре­пер­туа­ра. Ста­рые ба­ле­ты и спек­так­ли др. хо­рео­гра­фов ис­пол­ня­лись всё ре­же, тра­ди­ци­он­ные в про­шлом для Мо­ск­вы ко­ме­дий­ные ба­ле­ты ис­чез­ли со сце­ны Б. т. Труп­па пе­ре­ста­ла ну­ж­дать­ся и в ха­рактер­ных тан­цов­щи­ках, и в ми­ми­стах. В 1982 Гри­го­ро­вич по­ста­вил в Б. т. свой по­след­ний ори­ги­наль­ный ба­лет – «Зо­ло­той век» Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча. От­дель­ные спек­так­ли ста­ви­ли В. В. Ва­силь­ев, М. М. Пли­сец­кая, В. Бок­ка­до­ро, Р. Пе­ти. В 1991 в ре­пер­ту­ар во­шёл ба­лет «Блуд­ный сын» Про­кофь­е­ва в пост. Дж. Ба­лан­чи­на. Тем не ме­нее до сер. 1990-х гг. ре­пер­ту­ар поч­ти не обо­га­щал­ся. Сре­ди спек­так­лей, по­став­лен­ных на ру­бе­же 20–21 вв.: «Ле­бе­ди­ное озе­ро» Чай­ков­ско­го (1996, пост. В. В. Ва­силь­е­ва; 2001, пост. Гри­го­ро­ви­ча), «Жи­зель» А. Ада­на (1997, пост. Ва­силь­е­ва), «Дочь фа­рао­на» Ч. Пу­ньи (2000, пост. П. Ла­кот­та по мо­ти­вам Пе­ти­па), «Пи­ко­вая да­ма» на муз. Чай­ков­ско­го (2001) и «Со­бор Па­риж­ской Бо­го­ма­те­ри» М. Жар­ра (2003; оба – хо­рео­граф Пе­ти), «Ро­мео и Джуль­ет­та» Прокофь­е­ва (2003, хо­рео­граф Р. По­кли­та­ру, реж. Д. Дон­нел­лан), «Сон в лет­нюю ночь» на муз. Ф. Мен­дель­со­на и Д. Ли­ге­ти (2004, хо­рео­граф Дж. Ной­май­ер), «Свет­лый ру­чей» (2003) и «Болт» (2005) Шос­та­ко­ви­ча (хо­рео­граф А. О. Рат­ман­ский), а так­же од­но­акт­ные ба­ле­ты Дж. Ба­лан­чи­на, Л. Ф. Мя­си­на и др. Сре­ди ве­ду­щих тан­цов­щи­ков 1990–2000-х гг.: Н. Г. Ана­ниа­шви­ли, М. А. Алек­сан­д­ро­ва, А. А. Ан­то­ни­че­ва, Д. В. Бе­ло­го­лов­цев, Н. А. Гра­чё­ва, С. Ю. За­ха­ро­ва, Д. К. Гу­да­нов, Ю. В. Клев­цов, С. А. Лунь­ки­на, М. В. Пе­ре­то­кин, И. А. Пет­ро­ва, Г. О. Сте­па­нен­ко, А. И. Ува­ров, С. Ю. Фи­лин, Н. М. Цис­ка­рид­зе.

Лит.: По­го­жев В. П. 100-ле­тие ор­га­ни­за­ции им­пе­ра­тор­ских мо­с­ков­ских те­ат­ров: В 3 кн. СПб., 1906–1908; По­кров­ская З. К. Ар­хи­тек­тор О. И. Бо­ве. М., 1964; За­ру­бин В. И. Боль­шой те­атр-Bolshoi theatre: Пер­вые по­ста­нов­ки опер на рус­ской сце­не. 1825–1993. М., 1994; он же. Боль­шой те­атр-Bolshoi theatre: Пер­вые по­ста­нов­ки ба­ле­тов на рус­ской сце­не. 1825–1997. М., 1998; «Слу­же­нье муз…». Пуш­кин и Боль­шой те­атр. М., [1999]; Фе­до­ров В. В. Ре­пер­ту­ар Боль­шо­го те­ат­ра СССР 1776–1955 гг.: В 2 т. N. Y., 2001; Бе­рез­кин В. И. Ху­дож­ни­ки Боль­шо­го те­ат­ра: [В 2 т.]. М., 2001.

Вернуться к началу