Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕЖА́Р

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 162-163

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Кулаков
М. Бежар. Сцена из балета «Волшебная флейта» на музыку В. А. Моцарта.

БЕЖА́Р (Béjart) Морис (псевд.; наст. имя и фам. Мо­рис Жан Бер­же, Berger) (р. 1.1.1927, Мар­сель), франц. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, ре­жис­сёр, пе­да­гог. Чл. Франц. ака­де­мии изящ­ных ис­кусств (1994). Сын фи­ло­со­фа Г. Бер­же (18961960). Клас­сич. тан­цу обу­чал­ся с 1941, с 1945  у Л. Стат­са, Л. Н. Его­ро­вой, ма­дам Ру­зан (в Па­ри­же) и у В. Вол­ко­вой (в Лон­до­не). Ра­бо­тал в Мар­сель­ской опе­ре (1944), в «Бал­ле де Па­ри» (с Р. Пе­ти, 194749, Па­риж), в Лон­доне и Сток­голь­ме (до 1952). Сре­ди его пер­вых по­ста­но­вок, осу­ще­ст­в­лён­ных в соз­дан­ных им па­риж­ских труп­пах «Бал­ле ро­ман­тик» (1953; в 195457  «Бал­ле де л’Этуаль») и «Бал­ле те­атр де Па­ри» (195760),  «Со­на­та для тро­их» на муз. Б. Бар­то­ка (1957), «Ор­фей» на муз. П. Ан­ри (1958). Зна­чи­тель­ность про­бле­ма­ти­ки (в ран­ний пе­ри­од близ­кой эк­зи­стен­циа­лиз­му), свое­об­ра­зие пла­стич. язы­ка, ор­га­нич­но со­вме­щав­ше­го на ба­зе клас­сич. лек­си­ки влия­ния нем. экс­прес­сио­ни­стич. тан­ца, М. Грэ­хем, джа­зо­во­го тан­ца и др. тан­це­валь­ных сти­лей,  ха­рак­тер­ные чер­ты ис­кус­ст­ва Б. Ми­ро­вую извест­ность Б. при­нес­ла по­ста­нов­ка «Вес­ны свя­щен­ной» И. Ф. Стра­вин­ско­го (1959, те­атр «Ла Мон­не», при уча­стии «Уэс­терн ти­этр бал­ле»); в ней (как и в «Бо­ле­ро» М. Ра­ве­ля, 1960) он стре­мился вер­нуть тан­цу его ри­ту­аль­ный, об­ря­до­вый ха­рак­тер, хо­рео­гра­фия при­об­ре­та­ла зна­ко­вое, эмб­ле­ма­тич. зна­че­ние. В 196087 воз­глав­лял труп­пу «Ба­лет 20 ве­ка» (Брюс­сель), с 1987  швейц. труп­пу «Бал­ле Бе­жар Ло­занн» (с 1992 «Бе­жар бал­ле Ло­занн»). Об­ще­гу­ма­ни­стич. про­бле­ма­ти­ка на­шла от­ра­же­ние в по­ста­новках Б.: «Де­вя­тая сим­фо­ния» на муз. Л. ван Бет­хо­ве­на (1964), «Мес­са по на­ше­му вре­ме­ни» на муз. Ан­ри и др. (1967), «Наш Фа­уст» на муз. И. С. Ба­ха и ар­гент. тан­го (1975), «Ко­роль Лир  Про­спе­ро» на муз. Г. Пёр­сел­ла и др. (1994), «Мать Те­ре­за и де­ти все­го ми­ра» (2002) и «За­ра­туст­ра, песнь тан­ца» (2005)  оба на сбор­ную му­зы­ку. Фи­лос. ос­мыс­ле­ние в хо­рео­гра­фич. об­ра­зах люб­ви и смер­ти как пер­во­ос­нов бы­тия  гл. те­ма ба­ле­тов «Ро­мео и Джуль­ет­та» на муз. Г. Бер­лио­за (1966), «Быть мо­жет, это Смерть?» на муз. Р. Штрау­са (1970), «То, что ска­за­ла мне Лю­бовь» на муз. Г. Ма­ле­ра (1974); «Ге­лио­га­бал» (1976) и «Эрос Та­на­тос» (1980)  оба на сбор­ную му­зы­ку, «Ба­лет в честь жиз­ни» на муз. В. А. Мо­цар­та и груп­пы «Ку­ин» (па­мя­ти Ф. Мер­кь­ю­ри, Х. Дон­на и Дж. Вер­са­че, 1997). Тра­ге­дии творч. лич­но­сти по­свя­ще­ны ба­ле­ты «Ни­жин­ский, кло­ун Бо­жий» на муз. П. И. Чай­ков­ско­го и др. (1972), «Ай­се­до­ра» на сбор­ную му­зы­ку (1976), так­же спек­так­ли о Р. Ваг­не­ре, Ш. Бод­ле­ре, А. Маль­ро, Э. Пи­аф, Ю. Ми­си­ме и др. Б. соз­дал осо­бый тип син­те­тического спек­так­ля, в ко­то­ром та­нец, дра­ма­тич. иг­ра, пе­ние поч­ти рав­но­прав­ны. Ста­вил так­же опер­ные и дра­ма­тич. спек­так­ли, в т. ч. «Тан­гей­зер» Р. Ваг­не­ра (1961, совм. с реж. В. Ваг­не­ром, Бай­рёйт­ский фес­ти­валь), «Осу­ж­де­ние Фау­ста» Бер­лио­за (1964, Па­риж­ская опе­ра), «Мни­мый Моль­ер» (по про­из­ве­де­ни­ям Моль­е­ра, с муз. Н. Ро­та, 1976, Па­риж), «Коль­цо во­круг коль­ца» на муз. Ваг­не­ра (1990, Бер­лин). Ав­тор пьес «Зе­лё­ная ко­ро­ле­ва» («La Reine verte», 1963), «Casta Diva» (1980), «А6Roc» (1992), ро­ма­на «Ба­лет слов» («Le Ballet des mots», 1994). Б. ут­вер­жда­ет при­мат этич. сто­ро­ны над соб­ст­вен­но ху­дож.-эс­те­тич. экс­пе­ри­мен­та­ми, не­об­хо­ди­мость рас­кры­тия уни­вер­саль­ных пер­во­ос­нов тан­ца всех рас и на­ро­дов; тя­го­те­ет к ис­кус­ст­ву, воз­дей­ст­вую­ще­му на мас­со­во­го зри­те­ля (де­мо­кра­ти­за­ция ау­ди­то­рии  од­на из за­слуг Б.). Ока­зал зна­чит. влия­ние на об­нов­ле­ние тан­це­валь­ной лек­си­ки; рас­ши­рив вы­ра­зит. воз­мож­но­сти хо­рео­гра­фии, по­ка­зал её спо­соб­ность от­ра­жать слож­ней­шие про­бле­мы бы­тия. Соз­да­тель и ру­ко­во­ди­тель школ-сту­дий «Муд­ра» (197087, Брюс­сель) и «Руд­ра Бе­жар Ло­занн» (с 1992, Ло­зан­на).

Соч.: Мгно­ве­ние в жиз­ни дру­го­го. Ме­муа­ры. М., 1989; В чьей жиз­ни? М., 1998.

Лит.: Croёs M. M. Béjart. Brux., [1971]; De Sario S. Images et mots qui dansent… [P.], 1996; Pastori J. P. Béjart Ballet Lausanne. 10 ans de création. Lausanne, 1997.

Вернуться к началу