Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАЛЕТОВЕ́ДЕНИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 703-704

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц

БАЛЕТОВЕ́ДЕНИЕ, нау­ка о ба­ле­те, его тео­рии и ис­то­рии; в ши­ро­ком по­ни­ма­нии вклю­ча­ет так­же ба­лет­ную кри­ти­ку и ис­сле­до­ва­ния дру­гих форм тан­ца. Ос­мыс­ле­ние по­эти­ки тан­ца на­ча­лось в эпо­ху ан­тич­но­сти (напр., «О пля­ске» Лу­киа­на, 2 в. н. э.). В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния (15–16 вв.) в Ита­лии и Фран­ции поя­ви­лись учеб­ни­ки баль­но­го тан­ца и трак­та­ты о тан­цах (Г. Эб­рео, Ф. Ка­ро­зо, Т. Ар­бо, Ч. Нег­ри и др.), прак­ти­ка франц. тан­ца 17 в. на­шла от­ра­же­ние в тру­дах К. Ф. Ме­нет­рие и Р. О. Фёйе. В 18 в. на­ча­лось фор­ми­ро­ва­ние эс­те­ти­ки ба­ле­та. Осо­бое зна­че­ние имел труд Ж. Ж. Но­вер­ра «Пись­ма о тан­це и ба­летах» (1760), поя­вил­ся пер­вый «Сло­варь тан­ца, со­дер­жа­щий ис­то­рию, пра­ви­ла и ос­но­ва­ния тан­це­валь­но­го ис­кус­ст­ва» С. Ком­па­на (1787). Тео­рия и прак­ти­ка ба­ле­та эпо­хи ро­ман­тиз­ма на­шли от­ра­же­ние в пре­ди­сло­ви­ях Ш. Л. Дид­ло к его ба­ле­там, в кн. К. Ри­тор­ни «Ком­мен­та­рии к жиз­ни и хо­рео­гра­фи­че­ским про­из­ве­де­ни­ям С. Ви­га­но» (1838), в тру­дах Ф. Кас­тиль-Бла­за, стать­ях кри­ти­ка Т. Го­тье, ме­муа­рах А. Бур­нон­ви­ля. К. Бла­зис пер­вым сис­те­ма­ти­зи­ро­вал ба­лет­ную тех­ни­ку, А. Сен-Ле­он раз­ра­бо­тал ори­ги­наль­ную сис­те­му ба­лет­ной но­та­ции.

В 1910–20-х гг. ба­лет­ная кри­ти­ка вы­де­ли­лась в са­мо­сто­ят. от­расль, не­за­ви­си­мую от кри­ти­ки дра­ма­ти­че­ской и му­зы­каль­ной, ста­ли фор­ми­ро­вать­ся нац. ба­ле­то­вед­че­ские шко­лы. Во Фран­ции ве­ли­ка бы­ла роль обос­но­вав­ше­го­ся в Па­ри­же рус. ба­ле­то­ве­да А. Я. Ле­вин­со­на, на ко­то­ро­го ори­ен­ти­ро­ва­лись ме­ст­ные ав­то­ры (П. Тю­галь, П. Ми­шо и др.). В Ве­ли­ко­бри­та­нии пер­вые тру­ды при­над­ле­жа­ли С. У. Бо­мон­ту и А. Хас­кел­лу, в США по­лу­чи­ли из­вест­ность крити­ки Дж. Мар­тин, Э. Ден­би, ис­то­рик ба­ле­та Л. Мур. На­чи­ная с 1910-х гг. зна­чит. вклад в Б. вне­сли пред­ста­ви­те­ли сво­бод­но­го тан­ца: сна­ча­ла А. Дун­кан, за­тем нем. тео­ре­ти­ки и прак­ти­ки (Р. фон Ла­бан и др.), а в 1930-х гг. амер. прак­ти­ки и кри­ти­ки (Д. Хам­фри и др.). Во 2-й пол. 20 в. поч­ти во всех стра­нах Ев­ро­пы и Аме­рики бы­ли свои ис­сле­до­ва­те­ли ба­ле­та и тан­ца, воз­ник­ли ба­лет­ные жур­на­лы, а в ре­дак­ци­ях га­зет по­яви­лись кри­ти­ки, ре­гу­ляр­но пи­шу­щие о тан­це. На ру­бе­же 20–21 вв. ве­ду­щее по­ло­же­ние за­ни­ма­ют шко­лы Б. США, Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции. Гл. те­мы Б. – ба­лет Фран­ции 17–19 вв. (А. Прюнь­ер, М. Ф. Кри­сту, А. Гест); ан­тре­при­за С. П. Дя­ги­ле­ва, ар­ти­сты и хо­рео­гра­фы его вре­ме­ни (Р. Бакл, Л. Га­ра­фо­ла и др.); франц. и англ. ба­лет 20 в. (М. Кларк, С. Джор­дан, М. Ф. Кри­сту, М. Баб­ски, Л. Брю­нель и др.); ба­лет и та­нец США, осо­бен­но твор­че­ст­во Дж. Ба­лан­чи­на (Л. Кёр­стайн, Б. Тей­пер, Ф. Мей­сон, Н. Рей­нолдс и др.). Боль­шое чис­ло мо­но­гра­фий, из­дан­ных как в США, так и в др. стра­нах, по­свя­ще­но амер. тан­цу мо­дерн (С. Дж. Ко­эн, У. Тер­ри, Д. Мак­до­на, Д. Во­ан и др.), тан­цу по­стмо­дерн (С. Бейнс). Мн. ве­ду­щие ба­лет­мей­сте­ры (С. Ли­фарь, М. Бе­жар, А. Де Милль) са­ми вы­сту­па­ли как ав­то­ры тео­ре­тич. ра­бот. Зна­чит. вклад в ми­ро­вое Б. вне­сли ис­то­ри­ки тан­ца Да­нии (Э. Ашен­грен, С. Краг-Якоб­сен), Шве­ции (Б. Хе­гер), Ав­ст­рии (Ф. Дер­ра де Мо­ро­да), Гер­ма­нии (Э. Реб­линг, Х. Кёг­лер), Венг­рии (Г. Дие­неш), Поль­ши (И. Тур­ска, Я. Пу­де­лек), Бол­га­рии (В. М. Кон­су­ло­ва), Из­раи­ля (Г. Ма­нор). В кон. 20 в. всё боль­ше вни­ма­ния уде­ля­ет­ся тан­цу стран Вос­то­ка и Аф­ри­ки. Раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся но­вые под­хо­ды (со­ци­аль­ный, ген­дер­ный), но­вые ме­то­ди­ки изу­че­ния тан­ца. Осо­бую груп­пу из­да­ний в об­лас­ти ба­ле­та и тан­ца со­став­ля­ют спра­воч­ни­ки: в США – 6-том­ная «Ме­ж­ду­на­род­ная эн­цик­ло­пе­дия тан­ца» (1998), в Ве­ли­ко­бри­та­нии – 2-том­ный «Ме­ж­ду­на­род­ный сло­варь ба­ле­та» (1993) и «Ме­ж­ду­на­род­ный сло­варь тан­ца мо­дерн» (1998), Окс­форд­ские сло­ва­ри тан­ца (1982, 2000), а так­же сло­варь «Та­нец» франц. изд-ва «Ла­русс» (1999). Боль­шую роль в ис­сле­до­ва­нии тан­ца сыг­ра­ли от­кры­тые в сер. 20 в. спе­циа­ли­зир. биб­лио­те­ки, му­зеи, цен­тры: Му­зей тан­ца в Сток­голь­ме, биб­лио­те­ка-му­зей «Тан­це­валь­ная кол­лек­ция» в Нью-Йор­ке, тан­це­валь­ные ар­хи­вы в Кёль­не и Лейп­ци­ге, «Си­не­ма­те­ка тан­ца» в Па­ри­же и др.

Балетоведение в России

Пер­вые со­об­ще­ния о тан­цах и ба­ле­те поя­ви­лись во 2-й пол. 18 в., в т. ч. в стать­ях Я. Ште­ли­на в «С.-Пе­тер­бург­ском вест­ни­ке» (1779). В 1790 из­дан «Тан­це­валь­ный сло­варь», ос­но­ван­ный на пе­ре­вод­ных ма­те­риа­лах. С 1810 га­зе­ты пе­ча­та­ли ста­тьи о ба­ле­те. В сер. 19 в. про­бле­мы хорео­гра­фии рас­смат­ри­ва­лись в тру­дах по ис­то­рии те­ат­ра П. Н. Ара­по­ва, А. И. Воль­фа. Пер­вые кни­ги, не­по­сред­ст­вен­но по­свя­щён­ные тан­цу, но­си­ли об­зор­ный ха­рак­тер («Ба­лет, его ис­то­рия и ме­сто в ря­ду изящ­ных ис­кусств» К. А. Скаль­ков­ско­го, 1882; «Наш ба­лет» А. А. Пле­щее­ва, 1896; «Ис­то­рия тан­цев» С. Н. Ху­де­ко­ва, ч. 1–4, 1913–18). На­уч. под­ход к ис­то­рии ба­ле­та ут­вер­дил А. Я. Ле­вин­сон, ис­поль­зо­вав при ана­ли­зе хо­рео­гра­фии об­ще­эс­те­тич. прин­ци­пы («Мас­те­ра ба­ле­та», 1914; «Ста­рый и но­вый ба­лет», 1918). В 1910-х гг. раз­го­ре­лись дис­кус­сии во­круг ре­форм М. М. Фо­ки­на. Его под­дер­жи­ва­ли В. Я. Свет­лов («Со­вре­мен­ный ба­лет», 1911) и А. Н. Бе­нуа, а сто­рон­ни­ка­ми ака­де­миз­ма вы­сту­па­ли Ле­вин­сон и А. Л. Во­лын­ский, из­ло­жив­ший свою тео­рию клас­сич. тан­ца в ос­но­во­по­ла­гаю­щем тру­де «Кни­га ли­ко­ва­ний» (1925). В 1920-х гг. ве­ду­щи­ми ба­лет­ны­ми кри­ти­ка­ми бы­ли: в Пет­ро­гра­де (Ле­нин­гра­де) – И. И. Сол­лер­тин­ский, в Мо­ск­ве – В. П. Ивинг, А. А. Че­реп­нин; во­про­са­ми тео­рии хо­рео­гра­фии за­ни­ма­лись в ГАХН. С кон. 1920-х гг. ле­нингр. те­ат­ро­вед­че­ская шко­ла А. А. Гвоз­де­ва ока­за­ла боль­шое влия­ние на Б., в ча­ст­но­сти на Ю. И. Сло­ним­ско­го, чьи мно­го­числ. ста­тьи, кни­ги и пуб­ли­ка­ции сыг­ра­ли важ­ную роль в изу­че­нии рус. ба­лета. Ис­то­ри­ком моск. ба­ле­та был Ю. А. Бах­ру­шин.

В 1930-х гг. ра­бо­ты Л. Д. Блок по­ложи­ли на­ча­ло но­вой ме­то­ди­ке ис­сле­до­ва­ния клас­сич. тан­ца. Не­ма­лое зна­че­ние для Б. име­ли и тру­ды му­зы­ко­ве­дов (в т. ч. Б. В. Асафь­е­ва), ис­то­ри­ков дра­ма­тич. те­ат­ра (В. Н. Все­во­лод­ско­го-Герн­грос­са, С. С. Мо­куль­ско­го и др.). В. М. Кра­сов­ская соз­да­ла в 1960–70-х гг. мо­ну­мен­таль­ный (4 кн.) труд, ох­ва­ты­ва­ю­щий ис­то­рию рус. ба­ле­та от ис­то­ков до 1920-х гг. Од­но­вре­мен­но ею на­пи­са­на пер­вая ис­то­рия зап.-ев­роп. ба­ле­та (в 4 тт.). С 1960-х гг. на­ча­лось изу­че­ние яв­ле­ний, ра­нее за­мал­чи­вав­ших­ся по идео­ло­гич. при­чи­нам: твор­че­ст­ва М. М. Фо­ки­на, К. Я. Го­лей­зов­ско­го, сту­дий­ных экс­пе­ри­мен­тов 1920-х гг., совр. за­пад­но­го ба­ле­та и тан­ца мо­дерн (ста­тьи и кни­ги Г. Н. Доб­ро­воль­ской, Е. Я. Су­риц, Н. Ю. Чер­но­вой). Важ­ные тео­ре­тич. про­бле­мы бы­ли под­ня­ты в хо­де дис­кус­сии, ко­то­рая ве­лась в 1940–70-х гг. во­круг пу­тей раз­ви­тия отеч. ба­ле­та. Ве­ду­щие кри­ти­ки (Ю. И. Сло­ним­ский, В. И. Го­лу­бов, В. М. Кра­сов­ская, П. М. Карп, М. М. Га­бо­вич и др.) на­стаи­ва­ли на не­об­хо­ди­мо­сти ре­форм, под­дер­жи­ва­ли но­ва­то­ров. В чис­ле ис­сле­до­ва­те­лей 1960 – нач. 2000-х гг.: В. М. Га­ев­ский, В. В. Ван­слов, Б. А. Львов-Ано­хин, Н. Е. Ше­ре­меть­ев­ская, Н. И. Эль­яш, А. П. Де­ми­дов, Е. П. Бе­ло­ва. С 1960-х гг. на­ча­лась сис­те­ма­ти­за­ция фак­то­ло­гич. ма­те­риа­ла: вы­шли в свет сло­варь-спра­воч­ник «Всё о ба­ле­те» (1966), эн­цик­ло­пе­дии «Ба­лет» (1981) и «Рус­ский ба­лет» (1997), спра­воч­ник А. Б. Де­ге­на и И. В. Ступ­ни­ко­ва «Пе­тер­бург­ский ба­лет (1903–2003)» (2003) и т. д. С 1981 из­да­ёт­ся ж. «Ба­лет» (до 1991 «Со­вет­ский ба­лет»), пе­ча­таю­щий как кри­тич., так и ис­сле­до­ва­тель­ские ма­те­риа­лы.

Лит.: Пет­ров О. А. Рус­ская ба­лет­ная кри­ти­ка кон. XVIII – пер­вой пол. XIX в. М., 1982; он же. Рус­ская ба­лет­ная кри­ти­ка вто­рой пол. XIX в.: Пе­тер­бург. Ека­те­рин­бург, 1995; International encyclopedia of dance: In 6 vol. N. Y.; Oxf., 1998.

Вернуться к началу