Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗАХА́РОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц
Сцена из балета «Медный всадник» Р. М. Глиэра. Балетмейстер Р. В. Захаров.

ЗАХА́РОВ Рос­ти­слав Вла­ди­ми­ро­вич [25.8(7.9).1907, Ас­т­ра­хань – 15.1.1984, Мо­ск­ва], рос. ар­тист ба­ле­та, ба­лет­мей­стер, ре­жис­сёр, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1969), док­тор ис­кус­ст­во­ве­де­ния (1970). В 1926 окон­чил ЛХУ (пе­да­гог В. И. По­но­ма­рёв), в 1948 – Ле­нингр. те­ат­раль­ный ин-т. В 1926–29 со­лист ба­ле­та Ки­ев­ско­го опер­но­го те­ат­ра, од­но­вре­мен­но пре­по­да­вал и ста­вил не­боль­шие ба­ле­ты в ор­га­ни­зо­ван­ной им сту­дии. В 1932 окон­чил ре­жис­сёр­ское от­де­ле­ние Ле­нингр. тех­ни­ку­ма сце­нич. ис­кус­ств (пе­да­гог С. Э. Рад­лов), в этот пе­ри­од ста­вил но­ме­ра в Лен­го­сэ­ст­ра­де и тан­цы в спек­так­лях дра­ма­тич. Мо­ло­до­го те­ат­ра. В 1934–36 ба­лет­мей­стер ГАТОБ, в 1936–1956 ба­лет­мей­стер и опер­ный ре­жис­сёр ГАБТ (в 1936–39 ру­ко­во­дил ба­лет­ной труп­пой). Пер­вая боль­шая са­мо­сто­ят. ра­бо­та – ба­лет «Бах­чи­са­рай­ский фон­тан» Б. В. Асафь­е­ва (1934, ГАТОБ). Трак­то­вал ба­лет с по­зи­ций дра­ма­тич. ре­жис­сё­ра. Счи­тал та­нец вне лит. сю­же­та бес­со­дер­жа­тель­ным. Осн. сред­ст­во хо­рео­гра­фич. вы­ра­зи­тель­но­сти ви­дел в пан­то­ми­ме и «тан­цах в об­ра­зе». Из клас­сич. дви­же­ний от­би­рал те, ко­то­рые лег­че под­да­ва­лись дра­ма­ти­за­ции. «Бах­чи­са­рай­ский фон­тан» яв­лял­ся иде­аль­ным спек­так­лем драм­ба­ле­та, дос­туп­ным лю­бо­му не­под­го­тов­лен­но­му зри­те­лю: по­сле­до­ва­тель­но раз­ра­бо­тан­ное дра­ма­тич. дей­ст­вие со­че­та­лось с пси­хо­ло­ги­че­ски прав­ди­вы­ми ха­рак­те­ра­ми. Ба­лет имел ог­ром­ный ус­пех, от­крыв ис­пол­ни­те­лям но­вые воз­мож­но­сти ра­бо­ты над об­ра­зом (в пар­тии Ма­рии про­сла­ви­лась Г. С. Ула­но­ва). Впо­след­ст­вии этот спек­такль во­шёл в ре­пер­ту­ар боль­шин­ст­ва ба­лет­ных трупп СССР и не­од­но­крат­но во­зоб­нов­лял­ся за ру­бе­жом. На ос­но­ве лит. про­из­ве­де­ний З. по­ста­вил ба­ле­ты: «Ут­ра­чен­ные ил­лю­зии» (1936), «Кав­каз­ский плен­ник» (1938), «Ба­рыш­ня-кре­сть­ян­ка» (1946) – все Асафь­е­ва, «Та­рас Буль­ба» В. П. Со­ловь­ё­ва-Се­до­го (1941), «Мед­ный всад­ник» Р. М. Глиэ­ра (1949). Од­на­ко вско­ре из­бран­ный З. прин­цип ис­чер­пал се­бя, пре­вра­тив пан­то­ми­му и та­нец в не­пол­но­цен­ную ил­лю­ст­ра­цию к лит. про­из­веде­нию. З. на­шёл вы­ход в об­ра­ще­нии к эф­фект­ным эпи­зо­дам в ду­хе фее­рий, ко­то­рые долж­ны бы­ли раз­влечь зри­те­ля, а так­же к встав­ным, не свя­зан­ным с осн. дей­ст­ви­ем ди­вер­тис­мен­там. Ус­пех имел ба­лет «Зо­луш­ка» С. С. Про­кофь­е­ва (1945), в ко­то­ром фее­рия вос­при­ни­ма­лась как празд­ник в честь окон­ча­ния вой­ны (эк­ра­ни­зи­ро­ван под назв. «Хру­сталь­ный баш­ма­чок», 1961). З. по­ста­вил опе­ры («Рус­лан и Люд­ми­ла» М. И. Глин­ки, 1937, 1948; «Кар­мен» Ж. Би­зе, 1953, ГАБТ), тан­цы в опе­рах («Гу­ге­но­ты» Дж. Мей­ер­бе­ра, 1935, ГАТОБ; «Аи­да» Дж. Вер­ди, 1951, «Вой­на и мир» Про­кофь­е­ва, 1969, обе ГАБТ), тан­цы в филь­ме С. М. Эй­зен­штей­на «Иван Гроз­ный» (1945). С 1927 ра­бо­тал как пе­да­гог, в 1945–47 ди­рек­тор и худ. рук. МХУ, с 1946 воз­глав­лял ка­фед­ру хо­рео­гра­фии в ГИТИСе (проф. с 1951). Сре­ди уче­ни­ков – В. В. Гри­виц­кас, Н. Г. Ко­нюс, М. Л. Лав­ров­ский, А. А. Ла­пау­ри. Гос. пр. СССР (1943, 1946).

Соч.: Ис­кус­ст­во ба­лет­мей­сте­ра. М., 1954; Бе­се­ды о тан­це. М., 1963; Ра­бо­та ба­лет­мей­сте­ра с ис­пол­ни­те­ля­ми. М., 1967; За­пис­ки ба­лет­мей­сте­ра. М., 1976; Сло­во о тан­це. М., 1977; Со­чи­не­ние тан­ца. М., 1983.

Лит.: Эль­яш Н. Пуш­кин и ба­лет­ный те­атр. М., 1970; Дав­ле­ка­мо­ва С. Р. В. За­ха­ров // Мас­те­ра Боль­шо­го те­ат­ра. М., 1976; Иваш­нев В., Иль­и­на К. Р. За­ха­ров. Жизнь в тан­це. М., 1982.

  • ЗАХА́РОВ Ростислав Владимирович [25.8(7.9).1907–15.1.1984], рос. артист балета, балетмейстер, режиссёр, педагог (2008)
Вернуться к началу