Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛИСЕ́ЦКАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Галайда
М. М. Плисецкая – Кармен («Кармен-сюита» Р. К. Щедрина – Ж. Бизе).

ПЛИСЕ́ЦКАЯ Майя Ми­хай­лов­на (20.11.1925, Мо­ск­ва – 2.5.2015, Мюнхен), рос. ба­ле­ри­на, ба­лет­мей­стер, нар. арт. СССР (1959), Ге­рой Соц. Тру­да (1985). Пред­ста­ви­тель­ни­ца ди­на­стии дея­те­лей ки­но, те­ат­ра и ба­ле­та Мес­се­ре­ров-Аза­ри­ных-Пли­сец­ких. Же­на Р. К. Щед­ри­на. Ещё уче­ни­цей МХУ об­ра­ти­ла на се­бя вни­ма­ние уни­каль­ным со­че­та­ни­ем внеш­них и фи­зич. дан­ных с ак­тёр­ской вы­ра­зи­тель­но­стью, бла­го­даря че­му ста­ла уча­ст­ни­цей по­ста­но­вок Л. В. Якоб­со­на, В. А. Вар­ко­виц­ко­го и др. По окон­ча­нии МХУ (пе­да­го­ги Е. П. Гердт, М. М. Ле­он­ть­е­ва) в 1943–88 в моск. Боль­шом те­ат­ре. Пер­вые проф. вы­сту­п­ле­ния П. в не­боль­ших соль­ных пар­ти­ях бы­ли от­ме­че­ны как вы­даю­щее­ся со­бы­тие те­ат­раль­ной жиз­ни, что обес­пе­чи­ло ей стре­ми­тель­ное ос­вое­ние ре­пер­туа­ра (в пер­вые же го­ды он по­пол­нил­ся пар­тия­ми Ма­ши в «Щел­кун­чи­ке» П. И. Чай­ков­ско­го, Рай­мон­ды в од­но­им. ба­ле­те А. К. Гла­зу­но­ва, Мир­ты в «Жи­зе­ли» А. Ада­на, и др.) и вхо­ж­де­ние в чис­ло ве­ду­щих ба­ле­рин ГАБТа, сре­ди ко­то­рых в этот пе­ри­од бы­ли М. Т. Се­мё­но­ва, Г. С. Ула­но­ва, О. В. Ле­пе­шин­ская. С по­яв­ле­ни­ем П. на ба­лет­ной сце­не сфор­ми­ро­вал­ся но­вый эс­те­ти­че­ский, а за­тем и ак­тёр­ский тип. Её от­ли­ча­ли вы­со­кий рост и уд­ли­нён­ность ли­ний. Бла­го­да­ря изы­скан­ной по­сад­ке го­ло­вы, гра­ци­оз­но­му из­ги­бу шеи, не­обык­но­вен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти рук ба­ле­ри­на дос­ти­га­ла со­вер­шен­ной кра­со­ты поз. Внутр. си­ла и экс­прес­сия ис­пол­не­ния соз­да­ва­ли впе­чат­ле­ние уни­каль­но­го по мо­щи «муж­ско­го» прыж­ка, ог­ром­но­го ша­га и вих­ре­во­го вра­ще­ния. Это по­зво­ли­ло П. транс­фор­ми­ро­вать при­выч­ные пред­став­ле­ния о та­ких клас­сич. пар­ти­ях, как Прин­цес­са Ав­ро­ра («Спя­щая кра­са­ви­ца» Чай­ков­ско­го), Кит­ри («Дон Ки­хот» Л. Мин­ку­са), За­ре­ма («Бах­чи­са­рай­ский фон­тан» Б. В. Асафь­е­ва). Но­вые воз­мож­но­сти ба­лет­ной вы­ра­зи­тель­но­сти при­влек­ли к П. вни­ма­ние хо­рео­гра­фов. Всю свою творч. жизнь ос­та­ва­ясь в цен­тре экс­пе­ри­мен­тов, она бы­ла пер­вой ис­пол­ни­тель­ни­цей на сце­не ГАБТа центр. пар­тий в ба­ле­тах Якоб­со­на (Сю­им­би­ке – «Шу­ра­ле» Ф. З. Ярул­ли­на, Фри­гия – «Спар­так» А. И. Ха­ча­ту­ря­на), В. М. Ча­бу­киа­ни (Лау­рен­сия – «Лау­рен­сия» А. А. Крей­на), И. А. Мои­сее­ва (Эги­на – «Спар­так»), Ю. Н. Гри­го­ро­ви­ча (Хо­зяй­ка Мед­ной го­ры – «Ка­мен­ный цве­ток» С. С. Про­кофь­е­ва, Мех­ме­нэ Ба­ну – «Ле­ген­да о люб­ви» А. Ф. Ме­ли­ко­ва) и др. Сре­ди луч­ших пар­тий ран­не­го пе­рио­да так­же: Царь-де­ви­ца («Ко­нёк-Гор­бу­нок» Щед­ри­на), Джуль­ет­та («Ро­мео и Джуль­ет­та» Про­кофь­е­ва). Осо­бую роль в карь­е­ре П. сыг­рал об­раз Одет­ты – Одил­лии («Ле­бе­ди­ное озе­ро» Чай­ков­ско­го): обо­га­ща­ясь на про­тя­же­нии трёх де­ся­ти­ле­тий, он стал од­ним из зна­ко­вых для ба­ле­ри­ны, а сам спек­такль (во мно­гом бла­го­да­ря её влия­нию) – сим­во­лом рус. ба­ле­та в ми­ре. Столь же зна­чи­мой в твор­че­ст­ве П. бы­ла и ми­ниа­тю­ра «Уми­раю­щий ле­бедь» («Ле­бедь») на му­зы­ку К. Сен-Сан­са, ко­то­рую она ис­пол­ня­ла с дет­ско­го воз­рас­та. Но­вый этап в раз­ви­тии П., а вме­сте с тем и отеч. ба­ле­та в це­лом на­чал­ся бла­го­да­ря по­став­лен­ной для неё ку­бин. хо­рео­гра­фом А. Алон­со «Кар­мен-сюи­те» Щед­ри­на – Ж. Би­зе. Спек­такль по­ка­зал но­вые воз­мож­но­сти совр. пла­сти­ки, кар­ди­наль­но ме­няв­шие пред­став­ле­ния о гра­ни­цах ба­лет­ной вы­ра­зи­тель­но­сти. Эта ра­бо­та по­ло­жи­ла на­ча­ло со­труд­ни­че­ст­ву П. с совр. за­ру­беж­ны­ми хо­рео­гра­фа­ми, бла­го­да­ря ей по­лу­чив­ши­ми воз­мож­ность ра­бо­тать в СССР. Она ис­пол­ни­ла фраг­мент из ба­ле­та «Ги­бель ро­зы» на му­зы­ку Г. Ма­ле­ра в по­ста­нов­ке Р. Пе­ти, «Бо­ле­ро» М. Ра­ве­ля и «Ай­се­до­ру» на сбор­ную му­зы­ку в по­ста­нов­ке М. Бе­жа­ра. В то же вре­мя вы­сту­па­ла как хо­рео­граф, соз­дав для се­бя пар­тии Ан­ны Ка­ре­ни­ной, Ни­ны За­реч­ной, Ан­ны Сер­ге­ев­ны в ба­ле­тах Щед­ри­на «Ан­на Ка­ре­ни­на» (1972, совм. с Н. И. Ры­жен­ко и В. В. Смир­но­вым-Го­ло­ва­но­вым), «Чай­ка» (1980), «Да­ма с со­бач­кой» (1985). В этих ро­лях П. иссле­до­ва­ла пре­де­лы пси­хо­ло­гич. дос­то­вер­но­сти, юве­лир­ной ак­тёр­ской ню­анси­ров­ки в ба­лет­ном спек­так­ле. Вне моск. Боль­шо­го те­ат­ра ре­пер­ту­ар П. вклю­чал по­ста­нов­ки В. Ф. Ни­жин­ско­го, Дж. Роб­бин­са, С. Ли­фа­ря. В 1990-е гг. уча­ст­ница ми­ро­вых пре­мьер ба­ле­тов Бе­жа­ра и Дж. Ка­чу­ля­ну.

В 1983–84 воз­глав­ля­ла ба­лет­ную труп­пу Рим­ской опе­ры, в 1988–90 – Нац. ба­лет Ис­па­нии, с ко­то­рым вы­сту­пи­ла в ба­ле­те «Ма­рия Стю­арт» на му­зы­ку Э. де Дие­го, ис­пол­нив за­глав­ную пар­тию. Ини­циа­тор Ме­ж­ду­нар. кон­кур­са ар­ти­стов ба­ле­та «Майя» (про­хо­дил в С.-Пе­тер­бур­ге в 1994, 1996, 1998), ко­то­рый от­крыл име­на та­ких ар­ти­стов, как при­ма-ба­ле­ри­на Ли­тов. нац. опе­ры Э. Шпо­кай­те, эту­аль Па­риж­ской опе­ры Б. Пеш, со­лис­ты ГАБТа А. С. Яцен­ко и Д. К. Гу­да­нов, при­ма-ба­ле­ри­на Нац. опе­ры Ук­раи­ны Е. В. Фи­липь­е­ва.

Сни­ма­лась в филь­мах А. Г. Зар­хи («Ан­на Ка­ре­ни­на», Бет­си Твер­ская), И. В. Та­лан­ки­на («Чай­ков­ский», Де­зи­ре Ар­то), А. В. Эф­ро­са («Фан­та­зия», По­ло­зо­ва). Твор­че­ст­ву П. по­свя­ще­ны до­ку­мен­таль­ные филь­мы: «Майя Пли­сец­кая» В. В. Ка­та­ня­на (1964, но­вая ред. 1981), «Майя Пли­сец­кая. Зна­ко­мая и не­зна­ко­мая» Б. Д. Га­лан­те­ра (1987), «Майя Пли­сец­кая» Д. Де­лу­ша (1999, Фран­ция), «Майя» М. Са­ка­гу­ти (2000, Япо­ния), «Майя Пли­сец­кая assoluta» Э. Кап­нист (2002, Фран­ция), «Ave Майя» Н. С. Ти­хо­но­ва (2005) и др.

Пр. Ан­ны Пав­ло­вой Па­риж­ской ака­де­мии тан­ца (1962), Ле­нин­ская пр. (1964). На­гра­ж­де­на ор­де­на­ми Ле­ни­на (1967, 1976, 1985), «За за­слу­ги пе­ред Оте­че­ст­вом» 3-й сте­пе­ни (1995), 2-й сте­пе­ни (2000), 1-й сте­пе­ни (2005), 4-й сте­пе­ни (2010). Офи­цер ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на (2012).

Соч.: Я, Майя Пли­сец­кая... М., 1994; Три­на­дцать лет спус­тя: сер­ди­тые за­мет­ки в три­на­дца­ти гла­вах. М., 2007; Чи­тая жизнь свою… М., 2010.

Лит.: Жда­нов Л. Т. М. Пли­сец­кая. Фо­то­аль­бом. М., 1965; Ро­слав­ле­ва Н. М. Пли­сец­кая. М., 1968; Arkina N. M. Plissezkaja: Mit einem Poem von A. Wosnessenski. B., 1969; Львов-Ано­хин Б. А. Мас­те­ра Боль­шо­го ба­ле­та. М., 1976; Га­ев­ский В. М. Ди­вер­тис­мент. Судь­бы клас­си­че­ско­го ба­ле­та. М., 1981; Щед­рин Р. К. Ав­то­био­гра­фи­че­ские за­пи­си. М., 2008.

  • ПЛИСЕ́ЦКАЯ Майя Михайловна (р. 20.11.1925), рос. балерина, балетмейстер (2014)
Вернуться к началу