Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИО́ЗНОВА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
Т. М. Лиознова. Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе». 1968. Актёры Т. В. Доронина и О. Н. Ефремов.

ЛИО́ЗНОВА Тать­я­на Ми­хай­лов­на (20.7.1924, Мо­ск­ва – 29.9.2011, там же), рос. ре­жис­сёр, засл. де­ят. иск-в РСФСР (1969), нар. арт. СССР (1984). В 1949 окон­чи­ла ВГИК (мас­тер­ская С. А. Ге­ра­си­мо­ва и Т. Ф. Ма­ка­ро­вой). Как ре­жис­сёр де­бю­ти­ро­ва­ла в 1958 ф. «Па­мять серд­ца», где не­од­но­знач­ная трак­тов­ка ха­рак­те­ров и взаи­мо­от­но­ше­ний со­че­та­лась с мяг­кой ли­ри­ко-эле­ги­че­ской ин­то­на­ци­ей. Эти же чер­ты при­су­щи филь­мам «Ев­до­кия» (1961), «Им по­ко­ря­ет­ся не­бо» (1963), «Ра­но ут­ром» (1966). С каж­дой но­вой ра­бо­той Л. ав­тор­ская ин­то­на­ция ста­но­ви­лась всё бо­лее дра­ма­тич­ной, а ме­ло­дра­ма «Три то­по­ля на Плю­щи­хе» (1968) да­же при­об­ре­ла тра­гич. чер­ты. В по­сле­дую­щие го­ды ли­ризм в её филь­мах ус­ту­пил ме­сто ост­рой, на­пря­жён­ной со­ци­аль­но­сти. В 1973 Л. по­ста­ви­ла свой са­мый зна­ме­ни­тый, став­ший куль­то­вым фильм – те­ле­се­ри­ал «Сем­на­дцать мгно­ве­ний вес­ны» (Гос. пр. РСФСР, 1976), в ко­то­ром утон­чён­но ра­зы­гран миф о сов. раз­вед­чи­ке, ра­бо­таю­щем во вре­мя вой­ны в выс­ших нем. кру­гах, а кли­ши­ро­ван­ный в отеч. ки­не­ма­то­гра­фе об­раз вра­га под­верг­нут ко­рен­ной лом­ке. Раз­ру­ше­ни­ем ми­фа о Зо­луш­ке, по­ко­ряю­щей сто­ли­цу, стал ф. «Кар­на­вал» (1982, Л. – со­ав­тор сце­на­рия), впер­вые в сов. ки­но экс­пе­ри­мен­таль­но со­че­таю­щий стили пси­хо­ло­гич. ме­ло­дра­мы и мю­зик­ла. В ча­ст­ной про­из­вод­ст­вен­ной ис­то­рии, лёг­шей в ос­но­ву т/ф «Мы, ни­же­под­пи­сав­шие­ся» (1981), в обоб­щён­ном ви­де от­ра­зи­лась дра­ма­тич. со­ци­аль­ная си­туа­ция в стра­не. В 1986 Л. сня­ла т/ф «Ко­нец све­та с по­сле­дую­щим сим­по­зиу­мом» – пуб­ли­ци­стич. очерк об опас­но­сти ядер­ной вой­ны. От­ли­чит. чер­той твор­че­ст­ва Л. было уме­ние ра­бо­тать с ком­по­зи­то­ром: ме­ло­дии и пес­ни из филь­мов «Три то­по­ля на Плю­щи­хе» (муз. А. Н. Пах­му­то­вой), «Сем­на­дцать мгно­ве­ний вес­ны» (муз. М. Л. Та­ри­вер­дие­ва), «Кар­на­вал» (муз. М. И. Ду­на­ев­ско­го) жи­вут са­мо­стоя­тель­ной жиз­нью, за­вое­вав все­на­род­ную по­пу­ляр­ность. В 1953–82 худ. рук. ТПО юно­ше­ских филь­мов ки­но­сту­дии им. М. Горь­ко­го. С 1952 пре­по­да­ва­ла во ВГИКе, в 1975–81 ру­ко­во­ди­ла ре­жис­сёр­ско-ак­тёр­ской мас­тер­ской ВГИКа (совм. с Л. А. Ку­лид­жа­но­вым).

Лит.: Ефи­мов Э. За­мы­сел – фильм – зри­тель. М., 1987.

  • ЛИО́ЗНОВА Татьяна Михайловна (р. 20.7.1924), рос. режиссёр, засл. деят. иск-в РСФСР (2010)
Вернуться к началу