ЛИО́ЗНОВА
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИО́ЗНОВА Татьяна Михайловна (20.7.1924, Москва – 29.9.2011, там же), рос. режиссёр, засл. деят. иск-в РСФСР (1969), нар. арт. СССР (1984). В 1949 окончила ВГИК (мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой). Как режиссёр дебютировала в 1958 ф. «Память сердца», где неоднозначная трактовка характеров и взаимоотношений сочеталась с мягкой лирико-элегической интонацией. Эти же черты присущи фильмам «Евдокия» (1961), «Им покоряется небо» (1963), «Рано утром» (1966). С каждой новой работой Л. авторская интонация становилась всё более драматичной, а мелодрама «Три тополя на Плющихе» (1968) даже приобрела трагич. черты. В последующие годы лиризм в её фильмах уступил место острой, напряжённой социальности. В 1973 Л. поставила свой самый знаменитый, ставший культовым фильм – телесериал «Семнадцать мгновений весны» (Гос. пр. РСФСР, 1976), в котором утончённо разыгран миф о сов. разведчике, работающем во время войны в высших нем. кругах, а клишированный в отеч. кинематографе образ врага подвергнут коренной ломке. Разрушением мифа о Золушке, покоряющей столицу, стал ф. «Карнавал» (1982, Л. – соавтор сценария), впервые в сов. кино экспериментально сочетающий стили психологич. мелодрамы и мюзикла. В частной производственной истории, лёгшей в основу т/ф «Мы, нижеподписавшиеся» (1981), в обобщённом виде отразилась драматич. социальная ситуация в стране. В 1986 Л. сняла т/ф «Конец света с последующим симпозиумом» – публицистич. очерк об опасности ядерной войны. Отличит. чертой творчества Л. было умение работать с композитором: мелодии и песни из фильмов «Три тополя на Плющихе» (муз. А. Н. Пахмутовой), «Семнадцать мгновений весны» (муз. М. Л. Таривердиева), «Карнавал» (муз. М. И. Дунаевского) живут самостоятельной жизнью, завоевав всенародную популярность. В 1953–82 худ. рук. ТПО юношеских фильмов киностудии им. М. Горького. С 1952 преподавала во ВГИКе, в 1975–81 руководила режиссёрско-актёрской мастерской ВГИКа (совм. с Л. А. Кулиджановым).