Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЕ́ЙЧА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. М. Степанова

КРЕ́ЙЧА (Krejča) Ото­мар (23.11.1921, пос. Скри­шов, Че­хо­сло­ва­кия – 6.11.2009, Прага), чеш. ак­тёр, ре­жис­сёр, засл. арт. Че­хосл. Со­циа­ли­стич. Рес­пуб­ли­ки (1958). В кон. 1930-х гг. на­чи­нал как ак­тёр в Мо­рав­ском нац. те­ат­ре дра­мы и опе­рет­ты Р. Над­че­ры. В 1940 на ба­зе труп­пы Над­че­ры был соз­дан Го­рац­кий те­атр, в ко­то­ром К. де­бю­ти­ро­вал в ро­ли Кре­он­та («Ан­тиго­на» Со­фок­ла). В 1942–51 ра­бо­тал в те­ат­рах г. Клад­но, «Д-34» под рук. Э. Ф. Бу­риа­на в Пра­ге, в те­ат­ре Че­хосл. ар­мии, в Му­ни­ци­паль­ном те­ат­ре Пра­ги под рук. Й. Фрей­ки. Сре­ди ро­лей: Си­ра­но де Бер­же­рак («Си­ра­но де Бер­же­рак» Э. Рос­та­на), Про­ме­тей («Про­ме­тей при­ко­ван­ный» Эс­хи­ла), Са­мо­зва­нец («Бо­рис Го­ду­нов» А. С. Пуш­ки­на), Мак­бет («Мак­бет» У. Шек­спи­ра). С 1949 вы­сту­па­л как ре­жис­сёр. В Нац. те­ат­ре в Пра­ге (в 1956–61 гл. реж.) по­ста­вил спек­так­ли: «Иде­аль­ный муж» О. Уай­ль­да (1954), «Чай­ка» А. П. Че­хо­ва (1960), а так­же пье­сы но­вых чеш. ав­то­ров – М. Кун­де­ры и др. Ос­но­ва те­ат­ра для К. – ак­тёр, ко­то­рый дол­жен мак­си­маль­но точ­но во­пло­тить сце­нич. об­раз, пси­хо­ло­ги­че­ски слить­ся с ним в еди­ное це­лое. Че­хов­ские спек­так­ли К., при­знан­ные луч­ши­ми в его твор­че­ст­ве, были близ­ки в сво­их по­ста­но­воч­ных прин­ци­пах те­ат­раль­но­му ме­то­ду К. С. Ста­ни­слав­ско­го. В 1965 К. совм. со сце­но­гра­фом Й. Сво­бо­дой и дра­ма­тур­гом К. Крау­сом ор­га­ни­зо­вал в Пра­ге «Те­атр За бра­ноу». Сре­ди по­ста­но­вок: «Кош­ка на рель­сах» Й. То­по­ла (1965), «Три се­ст­ры» (1966), «Ива­нов» (1970), «Чай­ка» (1972) Че­хо­ва, «Ве­рёв­ка с од­ним кон­цом» И. Н. Не­строя (1967), «Зе­лё­ный по­пу­гай» А. Шниц­ле­ра (1968), «В ожи­да­нии Го­до» С. Бек­ке­та (1970, в рам­ках Зальц­бург­ско­го фес­ти­ва­ля). Ак­тив­но уча­ст­во­вал в «Праж­ской вес­не», что при­ве­ло к за­кры­тию его те­ат­ра вла­стя­ми в 1972. В 1976 по­ста­вил «Фау­ста» И. В. Гё­те в вен­ском «Бур­гтеа­тр». В 1976–78 ди­рек­тор те­ат­ра в Дюс­сель­дор­фе. Ра­бо­тал во Фран­ции, Гер­ма­нии, Швей­ца­рии, Ита­лии. В 1990 от­крыл в Пра­ге «Те­атр За бра­ноу II» (су­ще­ст­во­вал до 1994). Сре­ди по­ста­но­вок: «Виш­нё­вый сад» Че­хо­ва (1990), «Гор­ные ве­ли­ка­ны» Л. Пи­ран­дел­ло (1994). В 1997–1998 ре­жис­сёр Нац. те­ат­ра в Пра­ге («Фа­уст» Гё­те, 1997).

Лит.: Солн­це­ва Л. Че­хо­сло­вац­кий те­атр се­го­дня. М., 1962; Černý J. O. Krejča. Prague, 1968; Les Voies de la creation théâtrale. P., 1972. Vol. 10: Krejča-Brook; O. Krejča et le Théâtre Za Branou de Prague. Lausanne, 1972; Ко­ва­лен­ко Г. «Три се­ст­ры» А. П. Че­хо­ва. Театр За Бра­ноу. Пра­га. 1966 // Спек­так­ли ХХ в. М., 2004.

  • КРЕ́ЙЧА Отомар (р. 23.11.1921), чеш. актёр, режиссёр, засл. арт. Че­хосл. Со­циа­ли­стич. Рес­пуб­ли­ки (2010)
Вернуться к началу