ВА́ЙДА
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВА́ЙДА (Wajda) Анджей (6.3.1926, Сувалки – 9.10.2016, Варшава), польский режиссёр. В 1946–49 учился в Академии изящных искусств (Краков). В 1949 перешёл в Высшую киношколу (Лодзь), по окончании которой (в 1954) работал ассистентом режиссёра. В период обучения снял несколько короткометражных фильмов. Первый полнометражный фильм – «Поколение» (1955; Государственная премия ПНР, 1955) о молодёжном антифашистском подполье в период оккупации – решён в стилистике, приближенной к итальянскому неореализму, снят в свободной, естественной манере. В. – одна из ключевых фигур «польской школы кино» – художественного движения середины 1950–60-х гг., эстетически обращённого к исконному для национальной культуры романтическому мировосприятию и преломившего военный опыт народа. В фильмах «Канал» (1957, призы Мкф в Канне, Москве, Лондоне) и «Пепел и алмаз» (1958, призы Мкф в Венеции, Западном Берлине, Ванкувере, Праге), вошедшем в золотой фонд мирового киноискусства как образец современной трагедии, В. раскрывал драматические судьбы поколения, сплетая темы героики и мучительного политического выбора, вставшего перед поляками к концу 2-й мировой войны. К военной теме режиссёр обращался в разные периоды творчества: «Лётна» (1959), «Пейзаж после битвы» (1970), «Любовь в Германии» (1983), «Перстень с орлом в короне» (1992). Фильмы «Самсон» (1961), «Корчак» (1990, премия Мкф в Канне) и «Страстная неделя» (1995, приз Мкф в Берлине) посвящены трагической судьбе польского еврейства. Работа над экранизациями выявила в даровании В. склонность к универсальным экзистенциальным размышлениям, проницательный психологизм в сочетании с искусством виртуозной стилизации: «Уездная леди Макбет» по Н. С. Лескову (1962), «Пепел» по С. Жеромскому (1965), «Березняк» (1971, приз Мкф в Москве) и «Барышни из Вилько» (1979) по Я. Ивашкевичу, «Свадьба» по С. Выспяньскому (1973, приз Мкф в Сан-Себастьяне), «Земля обетованная» по В. C. Реймонту (1974, приз Мкф в Москве; премия министра культуры и искусства ПНР, 1975), «Дантон» по С. Пшибышевской (1983), «Бесы» по одноимённому роману (1987), «Настасья» по роману «Идиот» (1994) Ф. М. Достоевского, «Пан Тадеуш» по А. Мицкевичу (1999), «Месть» по А. Фредро (2002), а также т/ф «Пилат и другие» по роману «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова (1971).
Судьбам творческих личностей в условиях авторитарной системы посвящены фильмы «Всё на продажу» (1969), «Без наркоза» (1978, приз Мкф в Канне, главный приз Мкф в Белграде), «Дирижёр» (1980, приз Мкф в Сан-Себастьяне). Исключительное место в культуре послевоенной Польши занимает дилогия «Человек из мрамора» – фильм, стоявший у истоков направления «кино морального беспокойства» (1976, приз Мкф в Канне), и «Человек из железа» (1981, приз Мкф в Канне). В этих работах, отразивших процесс демократической солидаризации общества, особенности политического кинематографа находятся в единстве с богатой психологической разработкой характеров. С 1959 В. также работал в театре (в Польше; за рубежом – в Болгарии, ГДР, ФРГ, США, Италии, Швейцарии, Японии). Большинство его постановок в театре, а также на ТВ отмечено чертами высокого романтизма: «Гамлет» (1960, 1981, 1989), «Макбет» (1969, 2004), «Ромео и Джульетта» (1990) У. Шекспира; «Свадьба» (1963, 1991), «Ноябрьская ночь» (1974, 1978), «Проклятие» (1997) С. Выспяньского; «Дело Дантона» (1975, 1978, 1982) С. Пшибышевской; «Антигона» Софокла (1984); «Фрёкен Жюли» (1988), «Та, что сильнее» (1991), «Соната призраков» (1994) А. Стриндберга. В различных театрах мира поставил собственные инсценировки романов Ф. М. Достоевского (в т. ч. «Бесы» – 1971, 1974; «Настасья Филипповна» по «Идиоту» – 1977, 1989; «Преступление и наказание» – 1984, 1986). Ставил спектакли в Моск. театре «Современник» («Как брат брату» Д. Рейба, 1972; «Бесы», 2004). Снимал также документальные фильмы. Среди фильмов 2000–10-х гг.: «Месть» (2002), «Катынь» (2007), «Аир» (2009), «Валенса. Человек из надежды» (2013). В разные годы преподавал в Высшей школе кинематографии и театрального искусства. В 1972–83 руководил студией «Х», объединившей режиссёров поколения 1970-х гг., в 1978–83 возглавлял Союз польских кинематографистов. В 1989–91 сенатор, в 1992–94 председатель Совета по культуре при Президенте Республики Польша.
Приз Мкф в Венеции (1998) и приз Мкф в Берлине (2006) за вклад в киноискусство. Премия «Оскар» «За выдающийся вклад в киноискусство» (2000) и многие другие. Награждён орденом Почётного легиона (2001). Офицер (1982) и командор (2001) ордена Почётного легиона.