Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШОВИРЕ́

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 74

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ШОВИРЕ́ (Chauviré) Ивет (22.4.1917, Па­риж – 19.10.2016, там же), франц. ар­ти­ст­ка ба­ле­та, ба­лет­мей­стер, пе­да­гог. С 1927 учи­лась в ба­лет­ной шко­ле Па­риж­ской опе­ры у Л. Куа, позд­нее у рус. им­ми­гран­тов Б. Кня­зе­ва и В. Гзов­ско­го. В 1934–72 (с пе­ре­ры­ва­ми) в труп­пе Па­риж­ской опе­ры (с 1941 эту­аль). Ис­пол­ни­тель­ни­ца ве­ду­щих пар­тий в ба­ле­тах клас­сич. ре­пер­туа­ра (в т. ч. «Жи­зель» А. Ада­на, «Спя­щая кра­са­ви­ца» и «Ле­бе­ди­ное озе­ро» П. И. Чай­ков­ско­го) и в по­ста­нов­ках ба­лет­мей­сте­ров: С. Ли­фа­ря [«Тво­ре­ния Про­ме­тея» на му­зы­ку Л. ван Бет­хо­ве­на, «Тор­же­ст­вую­щий Да­вид» на му­зы­ку К. Де­бюс­си и М. П. Му­сорг­ско­го, «Ис­тар» В. д’Энди, «Сюи­та в бе­лом» на му­зы­ку Э. Ла­ло, «Ми­ра­жи» («Ви­де­ния») на му­зы­ку А. Со­ге, и др.], Дж. Кран­ко («Пре­крас­ная Еле­на» на му­зы­ку Ж. Оф­фен­ба­ха), Т. В. Гзов­ской («Да­ма с ка­ме­лия­ми» Со­ге), Л. Гай («Чай­ка» Р. Вла­да) и др. По­ста­ви­ла ба­ле­ты: «Жи­зель» (рес­тав­ра­ция ори­ги­наль­ной ред., 1951, те­атр «Ла Ска­ла»), «Ро­мео и Джуль­ет­та» на му­зы­ку Чай­ков­ско­го (1951, фес­ти­валь «Фло­рен­тий­ский май»), «Пе­ри» на му­зы­ку П. Дю­ка (1955, Фес­ти­валь в Ви­ши). Ис­кус­ст­во Ш. – од­на из вер­шин клас­сич. ис­пол­ни­тель­ских тра­ди­ций во франц. ба­ле­те 20 в. Бле­стя­щая тех­ни­ка, тон­чай­шая от­дел­ка де­та­лей со­че­та­лись в её тан­це с оду­хо­тво­рён­ной пла­сти­кой, стро­гим вку­сом, чув­ст­вом сти­ля. Ш. на­зы­ва­ли сим­во­лом франц. куль­ту­ры. Пре­по­да­ва­ла в ба­лет­ной шко­ле Па­риж­ской опе­ры (в 1963–1968 со­ди­рек­тор). С 1970 воз­глав­ля­ла Ме­ж­ду­нар. ака­де­мию тан­ца в Па­ри­же. Выс­ший офи­цер ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на (2010).

Соч.: Я – ба­ле­ри­на. М., 1977; Autobio­graphie. Strasbourg, 1997.

Вернуться к началу