Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЯКШАГА́НА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 688

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Р. Лидова

ЯКШАГА́НА, инд. на­род­ная мис­те­ри­аль­ная му­зы­каль­но-тан­це­валь­ная дра­ма. Рас­про­стра­не­на на юго-за­па­де Ин­дии, в шта­те Кар­на­та­ка. На­ча­ла раз­ви­вать­ся в 11–12 вв. (в кон­тек­сте лит. тра­ди­ции яз. кан­на­да), окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­ва­лась к 16–17 вв. под силь­ным влия­ни­ем бхак­ти. Пер­во­на­чаль­но ра­зыг­ры­ва­лась ак­тё­ра­ми-лю­би­те­ля­ми (толь­ко муж­чи­на­ми) во вре­мя се­зон­ных ин­дуи­ст­ских празд­ни­ков (под по­кро­ви­тель­ст­вом хра­мов, при под­держ­ке де­ре­вен­ских об­щин). Сю­же­ты за­им­ст­во­ва­ны из эпо­са («Ма­хаб­ха­ра­та» и «Ра­мая­на») и пу­ран. Осн. часть дей­ст­вия от­во­дит­ся бит­ве ме­ж­ду бо­га­ми и де­мо­на­ми (та­нец, пан­то­ми­ма, пе­ние рас­сказ­чи­ка). Пред­став­ле­ния да­ют­ся в со­про­во­ж­де­нии ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля (вклю­ча­ет мем­бра­но­фо­ны и идио­фо­ны). Я. ис­пы­та­ла влия­ние клас­сич. сан­ск­рит­ско­го те­ат­ра (дли­тель­ные це­ре­мо­нии ос­вя­ще­ния сце­ны – ана­лог пур­ва­ран­ги; уча­стие шу­та ко­дан­ги – ва­ри­ант ви­ду­ша­ки; зна­чит. роль ру­ко­во­ди­те­ля труп­пы бха­га­ва­та – суб­ин­сти­тут сут­рад­ха­ры; ис­поль­зо­ва­ние в пье­сах на­ря­ду с ме­ст­ны­ми язы­ка­ми, сан­ск­ри­та). Раз­но­вид­но­сти совр. Я.: 1) пол­но­мас­штаб­ные кос­тю­ми­ро­ван­ные пред­став­ле­ния (про­во­дят­ся в но­яб­ре – мае на от­кры­том воз­ду­хе, длят­ся всю ночь, сце­на – по­мост или ров­ная зем­ля­ная пло­щад­ка, ос­ве­щён­ная мас­ля­ны­ми лам­па­ми, с трёх сто­рон ко­то­рой си­дят зри­те­ли); 2) дек­ла­мац. спек­так­ли без спец. кос­тю­мов, гри­ма и тан­ца, идут в пе­ри­од мус­со­нов в по­ме­ще­нии; 3) ар­ха­ич. мис­те­ри­аль­ный ва­ри­ант Я. со­хра­ня­ет­ся в сев. об­лас­тях шта­та (в т. ч. в г. Ба­на­ва­си) как обя­за­тель­ная часть еже­год­но­го хра­мо­во­го празд­ни­ка Ка­дам­ба-ут­са­ва; 4) осо­бая фор­ма Я. пред­став­ля­ет­ся в те­ат­ре ку­кол. Я. ак­тив­но ком­мер­циа­ли­зи­ру­ет­ся и про­фес­сио­на­ли­зи­ру­ет­ся (дей­ст­ву­ют ок. 25 по­сто­ян­ных трупп и бо­лее 10 обу­чаю­щих цен­тров).

Лит.: Ashton-Sikora M. B., Bruce C. Yaksha­ga­na, a dance drama of India. New Delhi, 1977.

Вернуться к началу