Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Я́КОВЛЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 667

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
Ю. В. Яковлев в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». 1973.

Я́КОВЛЕВ Юрий Ва­силь­е­вич (25.4.1928, Мо­ск­ва – 30.11.2013, там же), рос. ак­тёр, нар. арт. СССР (1976). С 1952, по окон­ча­нии Те­ат­раль­но­го уч-ща им. Б. В. Щу­ки­на (курс Ц. Л. Ман­су­ро­вой), в Моск. те­ат­ре им. Евг. Вах­тан­го­ва: Ве­ня Альт­ман («Го­род на за­ре» А. Н. Ар­бу­зо­ва), Пан­та­ло­не («Прин­цес­са Ту­ран­дот» К. Гоц­ци), Че­хов («На­смеш­ли­вое моё сча­стье» Л. А. Ма­лю­ги­на), Глу­мов, Ду­ду­кин («На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты», «Без ви­ны ви­но­ва­тые» А. Н. Ост­ров­ско­го), Ле­он Глем­бай («Гос­по­да Глем­баи» М. Крле­жи), Ка­лод­же­ро («Ве­ли­кая ма­гия» Э. Де Фи­лип­по), Ка­ре­нин («Ан­на Ка­ре­ни­на» по Л. Н. Тол­сто­му), Ка­за­но­ва («Три воз­рас­та Ка­за­но­вы» М. И. Цве­тае­вой), Бо­лин­гб­рок («Ста­кан во­ды» Э. Скри­ба), Со­рин («Чай­ка» А. П. Че­хо­ва), Ни­ко­лай Алек­сее­вич («При­стань» по И. А. Бу­ни­ну); ис­пол­нил неск. ро­лей в спек­так­ле «Пи­ко­вая да­ма» по А. С. Пуш­ки­ну. Об­ла­да­тель осо­бой сце­нич. эле­гант­но­сти, Я. тон­ко чув­ст­во­вал и умел пе­ре­дать жан­ро­вую и сти­ли­стич. спе­ци­фи­ку; его иг­ра от­ли­ча­лась глу­бо­ким пси­хо­ло­гиз­мом и эмо­цио­наль­но­стью. В ки­но с сер. 1950-х гг. Этап­ной ста­ла роль кня­зя Мыш­ки­на («Иди­от» И. А. Пырь­е­ва). Ко­ме­дий­ное да­ро­ва­ние про­яви­лось в лен­тах 1960-х гг. («Че­ло­век ни­от­ку­да», «Гу­сар­ская бал­ла­да», «Лёг­кая жизнь», «Ко­роль-олень»). Наи­боль­ши­ми уда­ча­ми ста­ли об­ра­зы валь­яж­но­го и обая­тель­но­го кон­фор­ми­ста («Дру­зья и го­ды», «Ан­на Ка­ре­ни­на», «Сю­жет для не­боль­шо­го рас­ска­за», «Чай­ка», «Схват­ка»). Но­вый взлёт по­пу­ляр­но­сти при­нес­ли ф. «Иван Ва­силь­е­вич ме­ня­ет про­фес­сию» (вир­ту­оз­ным пе­ре­во­пло­ще­ни­ем, ис­кро­мёт­ным гро­те­ском от­ли­ча­ют­ся порт­ре­ты управ­до­ма Бун­ши и ца­ря Ива­на Гроз­но­го) и т/ф «Иро­ния судь­бы, или С лёг­ким па­ром!» («ин­тел­ли­гент» Ип­по­лит). Тра­ги­ко­мич. ин­то­на­ция про­зву­ча­ла в кар­ти­нах «Иде­аль­ный муж», «Бе­ше­ные день­ги», «Кар­на­вал», т/ф «Мы, ни­же­под­пи­сав­шие­ся». С ус­пе­хом ис­пол­нял дра­ма­тич. и ге­ро­ичес­кие («Крах», «Лю­бовь зем­ная», «Судь­ба», «По­эма о крыль­ях», «Вре­мя сы­но­вей», т/ф «Ма­шень­ка»), а так­же ха­рак­тер­ные («Лев­ша», «Кин-дза-дза!») ро­ли. Зна­чит. уда­чей стал об­раз ста­ро­го ак­тё­ра в ф. «Шта­ны». Уз­на­вае­мые «яков­лев­ские» тембр и ин­то­на­ции при­да­ва­ли осо­бый ко­ло­рит филь­мам, ани­мац. филь­мам, ра­дио­по­ста­нов­кам, ко­то­рые он оз­ву­чи­вал с 1960-х гг. Гос. пр. РСФСР (1970), Гос. пр. СССР (1979), Гос. пр. РФ (1994). На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на (1988), ор­де­ном «За за­слу­ги пе­ред Оте­че­ст­вом» 2-й сте­пе­ни (2008).

Соч.: Аль­бом судь­бы мо­ей. М., 1997; Ме­ж­ду про­шлым и бу­ду­щим. М., 2003.

Лит.: Голь­ден­берг М. Ю. Яков­лев. М., 1967; Кась­я­но­ва Л. И. Ю. Яков­лев. М., 1988.

Вернуться к началу