Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Я́КОВЛЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 666

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Я́КОВЛЕВ Алек­сей Се­мё­но­вич [3(14).11.1773, С.-Пе­тер­бург – 3(15).11.1817, там же], рос. ак­тёр. Уче­ник И. А. Дмит­ревско­го. В 1794 де­бю­ти­ро­вал в Пе­терб. те­ат­ре в ро­лях Ос­коль­да, Си­на­ва («Се­ми­ра», «Си­нав и Тру­вор» А. П. Су­ма­ро­ко­ва) и Дю­ран­та («Рев­ни­вый, из за­блу­ж­де­ния вы­ве­ден­ный» Ж. Кам­пис­тро­на). Ло­мая преж­ние ка­но­ны, вы­сту­пал как пред­ше­ст­вен­ник ро­ман­тич. ак­тё­ров-тра­ги­ков, рас­кры­вал те­му раз­ла­да ме­ж­ду лич­но­стью и об­ще­ст­вом. До­бил­ся не­видан­ных ра­нее в тра­гич. ре­пер­туа­ре про­сто­ты приё­мов и внутр. на­пря­же­ния (Ярб – «Ди­до­на» Я. Б. Княж­ни­на, Ио­дай – «Го­фо­лия» Ж. Ра­си­на, Тан­кред – «Тан­кред» В. Воль­те­ра). Склон­ность к ди­на­мич­ной эмо­цио­наль­ной иг­ре, к дра­ма­тич. пан­то­ми­ме, от­каз от дек­ла­ма­ци­он­но­сти яр­ко про­яв­ля­лись в ме­щан­ской дра­ме и ме­ло­дра­ме: Мей­нау («Не­на­висть к лю­дям и рас­кая­ние» А. Ко­це­бу), Юлий и гер­цог Фер­ди­нанд («Же­лез­ная мас­ка» и «Вол­шеб­ни­ца Си­до­ния» Г. Цшок­ке), Джон­сон («Чёр­ный че­ло­век» М. Жер­не­валь­да), Шек­спир («Влюб­лён­ный Шек­спир» Ж. Дю­ва­ля). Важ­ней­ший этап в твор­че­ст­ве – ис­пол­не­ние ро­лей в пье­сах В. А. Озе­ро­ва: Фин­гал («Фин­гал»), Ди­мит­рий («Ди­мит­рий Дон­ской»), Ага­мем­нон («По­ли­ксе­на»). Пер­вый ис­пол­ни­тель на рус. сце­не ро­лей в про­из­ве­де­ни­ях У. Шек­спи­ра (Отел­ло – «Отел­ло, или Ве­не­ци­ан­ский мавр», пер. И. А. Вель­я­ми­но­ва; Эд­гард – «Ле­ар», пе­ре­дел­ка Н. И. Гне­ди­ча пье­сы «Ко­роль Лир»; Гам­лет – «Гам­лет», под­ра­жа­ние У. Шек­спи­ру С. И. Вис­ко­ва­то­ва) и Ф. Шил­ле­ра (Карл Мо­ор – «Раз­бой­ни­ки»).

Лит.: Зо­тов Р. М. Опи­са­ние жиз­ни ак­те­ра г-на Яков­ле­ва. СПб., 1817; Ку­ли­ко­ва К. Ф. Рос­сий­ско­го те­ат­ра пер­вые ак­те­ры. Л., 1991.

Вернуться к началу