Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШУ́МСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 159-160

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ШУ́МСКИЙ (наст. фам. Чес­но­ков) Сер­гей Ва­силь­е­вич [7(19).10.1820, Мо­ск­ва – 6(18).2.1878, там же], рос. ак­тёр. В 1841 окон­чил Моск. те­ат­раль­ное уч-ще (уче­ник М. С. Щеп­ки­на) и за­чис­лен в труп­пу Ма­ло­го те­ат­ра (в 1847–50 в Одес­ском те­ат­ре). Раз­ви­вая опыт Щеп­ки­на, ов­ла­дел ме­то­дом внутр. по­сти­же­ния ро­ли при тща­тель­ной от­ра­бот­ке внеш­не­го ри­сун­ка. Н. В. Го­голь на­хо­дил, что в ро­ли Хле­ста­ко­ва («Ре­ви­зор») Ш. был вы­ше пред­ше­ст­вен­ни­ков. Со­еди­не­ние изо­щрён­ной внеш­ней и внутр. тех­ни­ки по­зво­ля­ло дос­ти­гать бли­ста­тель­но­го ко­мич. эф­фек­та в ро­лях Сга­на­ре­ля, Ска­пе­на («За­му­же­ст­во – луч­ший док­тор», «Про­дел­ки Ска­пе­на» Моль­е­ра) и Фор­да («Винд­зор­ские про­каз­ни­цы» У. Шек­спи­ра). Сре­ди ро­лей: Лю­бин («Про­вин­ци­ал­ка» И. С. Тур­ге­не­ва), Кре­чин­ский («Свадь­ба Кре­чин­ско­го» А. В. Су­хо­во-Ко­бы­ли­на), Жа­дов, Кру­тиц­кий («До­ход­ное ме­сто», «На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» А. Н. Ост­ров­ско­го), Чац­кий («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), По­ло­ний («Гам­лет» Шек­спи­ра), Франц Мо­ор («Раз­бой­ни­ки» Ф. Шил­ле­ра), Ио­анн Гроз­ный («Смерть Ио­ан­на Гроз­но­го» А. К. Тол­сто­го). Иг­ра Ш. от­ли­ча­лась бла­го­род­ст­вом, тон­ким вку­сом, бы­ла про­ста и ес­те­ст­вен­на. В 1860-х гг. пре­по­да­вал сце­нич. иск-во в Моск. конс.; по­ста­вил там опе­ру М. И. Глин­ки «Жизнь за ца­ря» (1869).

Лит.: Ко­роп­чев­ский Д. С. В. Шум­ский: Из «Вос­по­ми­на­ний о Мо­с­ков­ском те­ат­ре» // Еже­год­ник им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров: Се­зон 1895–1896 гг. СПб., 1897. Прил. Кн. 3; Лейн А. Ар­тист зна­ме­ни­тый и не­из­вест­ный // Во­про­сы те­ат­раль­но­го ис­кус­ст­ва. М., 1975.

Вернуться к началу