Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШТРА́УХ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 129-130

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
М.М. Штраух в фильме «Убийство на улице Данте». 1956.

ШТРА́УХ Мак­сим Мак­си­мо­вич [11(23).2.1900, Мо­ск­ва – 3.1.1974, там же], рос. ак­тёр, нар. арт. СССР (1965). В 1917–1920 в Крас­ной Ар­мии. В 1921–24 ак­тёр и ре­жис­сёр 1-го Ра­бо­че­го те­ат­ра Про­лет­куль­та (Ма­ми­лю­ков-Про­лив­ной – «Муд­рец» по мо­ти­вам пье­сы «На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» А. Н. Ост­ров­ско­го; Штумм – «Слы­шишь, Мо­ск­ва?» С. М. Треть­я­ко­ва, оба – в по­ста­нов­ке С. М. Эй­зен­штей­на). В 1925–29 ас­си­стент ре­жис­сё­ра на филь­мах Эй­зен­штей­на. В 1929–31 в Те­ат­ре им. Мей­ерхоль­да: По­бе­до­но­си­ков, При­сып­кин («Ба­ня», «Клоп» В. В. Мая­ков­ско­го), Мар­же­рет («Спи­сок бла­го­дея­ний» Ю. К. Оле­ши). С 1932 в моск. Те­ат­ре Ре­во­лю­ции (с 1943 Моск. те­атр дра­мы), в 1950–1957 в Ма­лом те­ат­ре, с 1958 в Моск. те­ат­ре им. Вл. Мая­ков­ско­го. Сре­ди ро­лей: Све­кол­кин («Обык­но­вен­ный че­ло­век» Л. М. Ле­о­но­ва), Ре­пе­ти­лов («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Ле­нин («Не­за­бы­вае­мый 1919-й» В. В. Виш­нев­ско­го), На­ро­ков («Та­лан­ты и по­клон­ни­ки» Ост­ров­ско­го). По­ста­вил спек­так­ли «Ле­ст­ни­ца сла­вы» Э. Скри­ба и «Ги­бель эс­кад­ры» А. Е. Кор­ней­чу­ка (совм. с В. Н. Вла­со­вым и И. Ю. Шле­пя­но­вым; оба 1936), «По­след­ние» М. Горь­ко­го (1937), «Ма­ма­ша Ку­раж и её де­ти» Б. Брех­та (1960). Сре­ди ки­но­ро­лей 1920–30-х гг.: агент по­ли­ции («При­ви­де­ние, ко­то­рое не воз­вра­ща­ет­ся»), Фё­дор Цитро­нов («Стро­гий юно­ша»), док­тор Ай­бо­лит («Док­тор Ай­бо­лит»). В 1938 сыг­рал роль В. И. Ле­ни­на в ф. «Че­ло­век с ружь­ём» (по «ри­сун­ку», обо­зна­чен­но­му Б. В. Щу­ки­ным), став­шую для не­го «по­жиз­нен­ной» («Вы­борг­ская сто­ро­на», «Яков Сверд­лов», «Его зо­вут Су­хэ-Ба­тор», «Рас­ска­зы о Ле­ни­не», «Ле­нин в Поль­ше»). Яр­ко про­явив­шее­ся в ран­ние го­ды экс­цен­трич., ха­рак­тер­ное на­ча­ло ак­тёр­ской ин­ди­ви­ду­аль­но­сти Ш. на­шло но­вое от­ра­же­ние в бо­лее позд­них кар­ти­нах «Юный Фриц», «Два бой­ца», «Де­ло № 306», «Ле­нин­град­ская сим­фо­ния», «Ста­рин­ный во­де­виль», «За­го­вор об­ре­чён­ных». Од­на из луч­ших ра­бот – дра­ма­тич. об­раз Ти­бо («Убий­ст­во на ули­це Дан­те»). Ле­нин­ская пр. (1959), Гос. пр. СССР (1949, 1951 – два­ж­ды). На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на (1970).

Лит.: Грин­вальд Я. М. Штра­ух. М., 1939; Ту­ров­ская М., Мед­ве­дев Б. М. М. Штра­ух. М., 1952; Ак­те­ры со­вет­ско­го ки­но. М., 1964. Вып. 1; Ша­хов Г. М. М. Штра­ух. М., 1964.

Вернуться к началу