Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШТАЙН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 112

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Вареникова
Фото В. Мельникова / РИА Новости

ШТАЙН (Stein) Пе­тер (р. 1.10.1937, Бер­лин), нем. ре­жис­сёр. В 1950-х гг. изу­чал ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние и ис­кус­ст­во­ве­де­ние во Франк­фур­те-на-Май­не, а так­же в Мюн­хе­не, где на­чал ста­вить спек­так­ли в сту­денч. те­ат­ре (пер­вая по­ста­нов­ка – «Вин­ценц и под­ру­га зна­чи­тель­ных му­жей» Р. Му­зи­ля, 1959), а за­тем и иг­рать не­боль­шие ро­ли. С 1964 в мюн­хен­ском «Кам­мер­шпи­ле», от­ку­да вы­ну­ж­ден был уй­ти по­сле вы­звав­ших ши­ро­кий об­ществ. ре­зо­нанс вы­сту­п­ле­ний про­тив вой­ны во Вьет­на­ме и по­ста­нов­ки «Вьет­нам­ско­го дис­кур­са» П. Вай­са (1968). Пе­ре­ехал в Бре­мен («Тор­ква­то Тас­со» И. В. Гё­те, 1969), а в 1970 с груп­пой ак­тё­ров – в Бер­лин, где до 1985 воз­глав­лял те­атр «Шау­бю­не». Сре­ди по­ста­но­вок это­го пе­рио­да: «Пер Гюнт» Г. Иб­се­на (1971), «Принц Гом­бург­ский» Г. фон Клей­ста (1972), «Дач­ни­ки» М. Горь­ко­го (1975). Со 2-й пол. 1980-х гг. ста­вит дра­ма­тич. спек­так­ли и опе­ры в разл. те­ат­рах ми­ра, в т. ч. в Мо­ск­ве: «Оре­стея» Эс­хи­ла (1994), «Гам­лет» У. Шек­спи­ра (1998) – ЦТРА, «Аида» Дж. Вер­ди (2014) – Муз. те­атр им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го и Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко, «Бо­рис Го­ду­нов» А. С. Пуш­ки­на (2015) – те­атр «Et Cete­ra», «Осу­ж­де­ние Фау­ста» Г. Бер­лио­за (2016) – моск. Боль­шой те­атр. В 1991–1997 ру­ко­во­дил Зальц­бург­ским фес­ти­ва­лем, в рам­ках ко­то­ро­го бы­ли по­ка­за­ны его шек­спи­ров­ские по­ста­нов­ки: «Юлий Це­зарь» (1992) и «Ан­то­ний и Кле­о­пат­ра» (1994). В ве­ду­щих те­ат­рах ми­ра по­ста­вил опе­ры: «Мои­сей и Аа­рон» А. Шён­бер­га (1996), «Вой­цек» А. Бер­га (1997), «Вол­шеб­ная флей­та» В. А. Мо­цар­та (2016), «Дон Кар­лос» Вер­ди (2017) и др. Сре­ди круп­ней­ших дра­ма­тич. по­ста­но­вок 2000-х гг.: «Фа­уст-Про­ект» (2000, Ган­но­вер), «Вал­лен­штейн» Ф. Шил­ле­ра (2007, Бер­лин), «Ко­роль Лир» У. Шек­с­пи­ра (2013, Ве­на). Не­смот­ря на то что в ка­че­ст­ве лит. ма­те­риа­ла Ш. вы­би­ра­ет пре­им. ми­ро­вую клас­си­ку и ан­тич­ную дра­ма­тур­гию, его спек­так­ли все­гда ока­зы­ва­ют­ся про­во­ка­ци­он­ны­ми и вы­зы­ва­ют об­ществ. ре­зо­нанс.

Лит.: Patterson M. P. Stein: Germany’s lea­ding theatre director. Camb., 1981; Schieb R. P. Stein: Ein Portrait. B., 2005; Ко­ля­зин В. П. Штайн: Судь­ба од­но­го те­ат­ра. М., 2012. Кн. 1–2.

Вернуться к началу