Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХА́РЬКОВСКИЙ ТЕА́ТР О́ПЕРЫ И БАЛЕ́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 782-783

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Харьковский театр оперы и балета имени Н.В. Лысенко. 1970–91. Фото П.С. Павлинова

ХА́РЬКОВСКИЙ ТЕА́ТР О́ПЕРЫ И БА­ЛЕ́ТА име­ни Н. В. Лы­сен­ко (Харь­ков­ский на­цио­наль­ный ака­де­ми­че­ский те­атр опе­ры и ба­ле­та), ос­но­ван в 1925. От­крыл­ся опе­рой «Со­ро­чин­ская яр­мар­ка» М. П. Му­сорг­ско­го как Укр. гос. сто­лич­ная опе­ра (с 1926 ака­де­ми­че­ская, с 1931 Харь­ков­ский гос. те­атр опе­ры и ба­ле­та, с 1944 им. Н. В. Лы­сен­ко, с 2010 на­цио­наль­ный). Ве­дёт ис­то­рию от пер­вой по­сто­ян­ной опер­ной ан­тре­при­зы, су­ще­ст­во­вав­шей в Харь­ко­ве с 1875, где впер­вые по­став­ле­ны опе­ры Н. В. Лы­сен­ко «Ро­ж­де­ст­вен­ская ночь» (1883) и «Уто­п­лен­ни­ца» (1885). В се­зон 1885/86 муз. ру­ко­во­дство осу­ще­ст­в­лял В. И. Сук. В кон. 19 – нач. 20 вв. вы­сту­па­ли пев­цы И. В. Ер­шов, Н. И. За­бе­ла-Вру­бель и др. С кон. 1918 ра­бо­та­ла Нар. опе­ра. В 1920 соз­да­на Рус. гос. опе­ра, где ста­ви­лась рус. и за­ру­беж­ная клас­си­ка, в 1924 впер­вые по­став­ле­на опе­ра «Та­рас Буль­ба» Лы­сен­ко (на укр. яз.), ра­бо­та­ли ди­ри­жё­ры А. М. Па­зов­ский, И. О. Па­ли­цын, Л. П. Штейн­берг, пев­цы М. Э. До­нец-Тес­сейр, М. И. До­нец, И. С. Коз­лов­ский, М. И. Лит­ви­нен­ко-Воль­ге­мут, М. О. Рей­зен и др. В 1920–30-е гг. в со­дру­же­ст­ве укр. ком­по­зи­то­ров с ре­жис­сё­ра­ми (И. М. Ла­пиц­кий, Н. В. Смо­лич и др.) и ди­рижё­ра­ми (М. И. Ве­ри­ков­ский, О. М. Штей­ман и др.) фор­ми­ро­вал­ся сов. опер­ный ре­пер­ту­ар (сре­ди по­ста­но­вок – «Зо­ло­той об­руч» Б. Н. Ля­то­шин­ско­го), ши­ро­ко ста­ви­лась опер­ная клас­си­ка. Сре­ди опер по­сле­во­ен­ных лет – «Иван Су­са­нин» М. И. Глин­ки (1945), «Бо­рис Го­ду­нов» Му­сорг­ско­го (1951; Гос. пр. СССР, 1952), «Бо­гдан Хмель­ниц­кий» К. Ф. Дань­ке­ви­ча (1953), «Ру­сал­ка» А. Двор­жа­ка (1954, впер­вые в СССР). В даль­ней­шем те­атр про­дол­жал ста­вить сов. опе­ры, нац. клас­си­ку, из­вест­ные рус. и ев­роп. про­из­ве­де­ния. Сре­ди наи­бо­лее зна­чит. пре­мьер нач. 21 в. – опе­ры «По­эт» Л. Ко­ло­ду­ба (о жиз­ни и твор­че­ст­ве Т. Г. Шев­чен­ко, 2001, ми­ро­вая пре­мье­ра), «Ту­ран­дот» Дж. Пуч­чи­ни (2003), Ре­к­ви­ем Е. Ф. Стан­ко­ви­ча (2008).

Пер­вый ба­лет­ный спек­такль – «Ле­бе­ди­ное озе­ро» П. И. Чай­ков­ско­го (1925). Под­ня­тию проф. уров­ня спо­соб­ст­во­ва­ли В. А. Ряб­цев и А. М. Мес­се­рер, пе­ре­нёс­шие на харь­ков­скую сце­ну ба­ле­ты «Дон Ки­хот» Л. Ф. Мин­ку­са (1926) и «Кор­сар» А. Ада­на (1927). Экс­пе­ри­мен­таль­ность ре­ше­ния от­ли­ча­ла ба­ле­ты К. Я. Го­лей­зов­ско­го («Ио­сиф Пре­крас­ный» С. Н. Ва­си­лен­ко, 1928), Н. М. Фо­рег­ге­ра («Фут­бо­лист» В. А. Оран­ско­го, 1930). Пер­вый нац. ба­лет – «Пан Ка­нёв­ский» М. И. Ве­ри­ков­ско­го (1931), в ко­то­ром ба­летм. В. К. Лит­ви­нен­ко объ­е­ди­нил эле­мен­ты клас­сич. и укр. нар. тан­ца. Сре­ди ба­лет­ных по­ста­но­вок: «Спя­щая кра­са­ви­ца» Чай­ков­ско­го (1935, ба­летм. Го­лей­зов­ский), «Ме­ща­нин из Тос­ка­ны» В. Н. На­ха­би­на (1966, ба­летм. М. Л. Са­ту­нов­ский), «Се­вер­ная сказ­ка» И. К. Ко­ва­ча (1978, ба­летм. В. В. Гу­ди­мен­ко), «Зо­луш­ка» С. С. Про­кофье­ва (2016, ба­летм. В. В. Лит­ви­нов). В кон. 20 – нач. 21 вв. ос­но­ву ре­пер­туа­ра со­став­ля­ет клас­си­ка. На­ря­ду с этим, с ба­лет­ной труп­пой те­ат­ра со­труд­ни­ча­ют совр. хо­рео­гра­фы (А. Д. Ру­би­на – «Снеж­ная ко­ро­ле­ва» А. Шим­ко, 2015).

В те­ат­ре в раз­ные го­ды ра­бо­та­ли: ди­ри­жё­ры – В. Н. Пи­ра­дов, А. В. Ка­ла­бу­хин, А. А. Люд­ми­лин, Я. А. Ски­бин­ский, В. Д. Ку­цен­ко и др.; пев­цы – З. М. Гай­дай, Б. Р. Гмы­ря, Б. А. Зла­то­го­ро­ва, Ю. С. Ки­по­рен­ко-Да­ман­ский, И. С. Па­тор­жин­ский, Н. Ф. Ма­ной­ло, Е. И. Чер­во­нюк, В. Ф. Ар­ка­но­ва, Л. В. По­по­ва, Н. Ко­валь, Е. Ро­ма­нен­ко и др.; ба­лет­мей­сте­ры – М. Ф. Мои­се­ев, П. К. Йор­кин, Г. А. (А. А.) Бе­рё­зо­ва, Н. В. Да­ни­ло­ва, И. К. Ков­ту­нов и др. Гл. ди­ри­жёр (с 2016) – В. Гар­ку­ша, гл. хор­мей­стер (с 1990) – А. Чер­ни­кин, гл. ху­дож­ник (с 1993) – Н. Ф. Швец, гл. ба­лет­мей­стер (с 1997) – С. И. Ко­лы­ва­но­ва, гл. ре­жис­сёр (с 2016) – А. Ка­ло­ян.

Вернуться к началу