Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХА́РАНГОЗО

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 764

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ХА́РАНГОЗО (Harangozó) Дью­ла (19.4.1908, Бу­да­пешт – 30.10.1974, там же), венг. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, нар. арт. Венг. Нар. Рес­пуб­ли­ки (1952). В 1925–1928 учил­ся у Э. Бра­ды. С 1926 в труп­пе Венг. опер­но­го те­ат­ра (Кор­ре­хи­дор – «Тре­угол­ка» М. де Фа­льи, Принц – «Де­ре­вян­ный принц» Б. Бар­то­ка, Пья­ный сто­рож – «Вен­гер­ские фан­та­зии» на му­зы­ку Ф. Лис­та, Коп­пе­ли­ус – «Коп­пе­лия» Л. Де­ли­ба). Один из круп­ней­ших венг. ха­рак­тер­ных тан­цов­щи­ков, как хо­рео­граф де­бю­ти­ро­вал в дра­ма­тич. те­ат­ре. Пер­вая ба­лет­ная по­ста­нов­ка – «Сце­на в кор­чме» Е. Ху­баи (1936, Венг. опер­ный те­атр) – при­нес­ла ши­ро­кую из­вест­ность. Во 2-й пол. 1930-х гг. в Лон­до­не, где в т. ч. зна­ко­мил­ся с ра­бо­та­ми М. М. Фо­ки­на и Л. Ф. Мя­си­на. Позд­нее ста­вил од­но­акт­ные ба­ле­ты, в ко­то­рых оп­ре­де­лил­ся его творч. по­черк: пол­ный дра­ма­тиз­ма ди­на­мич­ный и тем­пе­ра­мент­ный та­нец, ис­поль­зо­ва­ние пан­то­ми­мы и бы­то­вых жес­тов, вы­ра­зи­тель­ность нар. сцен. Клас­сич. та­нец у Х. слу­жил од­ним из гл. вы­ра­зит. средств в соз­да­нии ба­лет­но-дра­ма­тич. дей­ст­вия («Мо­жет быть, за­в­тра?» Е. Ке­неш­шеи, 1937; «Ро­мео и Джуль­ет­та» на му­зы­ку П. И. Чай­ков­ско­го, 1939; «Грё­зы люб­ви» на му­зы­ку Лис­та, 1942). В 1938–41 ста­вил венг. тан­цы в спек­так­лях те­ат­ров Фло­рен­ции, Ми­ла­на, Бер­ли­на. Сре­ди по­ста­но­вок в Венг. опер­ном те­ат­ре (в 1950–60-х гг. худ. рук. ба­лет­ной труп­пы): «Чу­дес­ный ман­да­рин» Бар­то­ка (1945), «Хит­рые сту­ден­ты» Ф. Фар­ка­ша (1949), «Шехе­ра­за­да» на му­зы­ку Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (1959). Пре­мия им. Л. Ко­шу­та (1956).

Вернуться к началу