Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХАРА́КТЕРНЫЙ ТА́НЕЦ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 763

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Галкин

ХАРА́КТЕРНЫЙ ТА́НЕЦ (на­род­но-сце­ни­че­ский та­нец), од­на из раз­но­вид­но­стей сце­нич. тан­ца, обоб­щён­но пе­ре­даю­щая стиль и дух («ха­рак­тер») нац. хо­рео­гра­фии. В от­ли­чие от соб­ст­вен­но нар. тан­ца, Х. т. ба­зи­ру­ет­ся не столь­ко на кон­крет­ных фольк­лор­ных об­раз­цах, сколь­ко на сло­жив­шей­ся тра­ди­ции те­ат­раль­ной об­ра­бот­ки пля­сок то­го или ино­го на­ро­да. Лек­си­ка Х. т., на­ря­ду с по­черп­ну­тым из фольк­ло­ра ма­те­риа­лом, по­рой вклю­ча­ет ней­траль­ные клас­сич. па, а так­же по­зы и дви­же­ния, со­чи­нён­ные на ос­но­ве ико­но­гра­фич., лит. и др. ис­точ­ни­ков. Ма­не­ра ис­пол­не­ния Х. т. ори­ен­ти­ро­ва­на на ус­лов­но-те­ат­раль­ные пред­став­ле­ния о на­род­но­сти и от­час­ти при­бли­жа­ет­ся к ма­не­ре ис­пол­не­ния клас­си­ки. Ком­по­зи­ция но­ме­ров Х. т. не свя­за­на ри­сун­ком фольк­лор­ных тан­цев, учи­ты­ва­ет опыт по­строе­ния мас­со­вых и соль­ных но­ме­ров в ба­ле­те и мо­жет дос­ти­гать боль­шой слож­но­сти (напр., «Вен­гер­ская рап­со­дия» на му­зы­ку Ф. Лис­та в хо­рео­гра­фии Л. И. Ива­но­ва).

Вплоть до эпо­хи пред­ро­ман­тиз­ма оп­ре­де­ле­ние «ха­рак­тер­ный» при­ме­ня­лось в бо­лее ши­ро­ком смыс­ле: для обо­зна­че­ния лю­бо­го тан­ца, пред­по­ла­гаю­ще­го вос­про­из­ве­де­ние ре­аль­ных черт, в про­ти­во­по­лож­ность обоб­щён­но­му серь­ёз­но­му жан­ру. В эпо­ху ро­ман­тиз­ма за­ро­ди­лось ам­п­луа ха­рак­тер­но­го тан­цов­щи­ка, на­ме­ти­лись два пу­ти со­чи­не­ния Х. т.: от до­сто­вер­но изу­чен­но­го фольк­ло­ра и от клас­си­ки че­рез на­сы­ще­ние её чер­та­ми нар. тан­ца. Во 2-й пол. 19 в. в твор­че­ст­ве А. Сен-Ле­о­на, М. И. Пе­ти­па, Л. И. Ива­но­ва сло­жи­лась эс­те­ти­ка и ака­де­мич. лек­си­ка Х. т., осн. прин­ци­пы его по­строе­ния. Тем не ме­нее преж­няя тер­ми­но­ло­гия про­дол­жа­ла упот­реб­лять­ся вплоть до нач. 20 в. (напр., pas de ca­ra­c­tère на­зван клас­си­че­ский по лек­си­ке ду­эт Ко­та в са­по­гах и Бе­лой ко­шеч­ки в «Спя­щей кра­са­ви­це» П. И. Чай­ков­ско­го). В 1900–1910-х гг. но­вые чер­ты в Х. т. вно­сят А. А. Гор­ский и М. М. Фо­кин, со­чи­нив­ший ряд ха­рак­тер­ных ба­ле­тов на му­зы­ку А. П. Бо­ро­ди­на («По­ло­вец­кие пля­ски»), Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва («Шехе­ра­за­да»), М. И. Глин­ки («Ара­гон­ская хо­та»). Позд­нее тех­ни­ку и сти­ли­сти­ку Х. т. раз­ра­ба­ты­ва­ли ба­лет­мей­сте­ры Ф. В. Ло­пу­хов, В. И. Вай­но­нен, Р. В. За­ха­ров, В. А. Вар­ко­виц­кий. Боль­шое зна­че­ние для ста­нов­ле­ния Х. т. име­ла пе­да­го­гич. дея­тель­ность А. В. Ши­ряе­ва.

Со 2-й пол. 20 в. Х. т. всё ре­же по­яв­ля­ет­ся в ба­лет­ных спек­так­лях в ви­де са­мо­сто­ят. но­ме­ров. Отд. эле­мен­ты его лек­си­ки вклю­ча­ют­ся в со­став эпи­зо­дов, ре­шён­ных сред­ст­ва­ми клас­сич. или совр. тан­ца.

Лит.: Тка­чен­ко Т. На­род­ные тан­цы. М., 1975; На­род­но-сце­ни­че­ский та­нец. М., 1976. Ч. 1; Бо­гу­слав­ская А. На­род­но-сце­ни­че­ский та­нец. М., 2005. Ч. 3; она же. На­род­но-сце­ни­че­ский та­нец. М., 2009. Ч. 2; Ло­пу­хов А. В., Ши­ря­ев А. В., Бо­ча­ров А. И. Ос­но­вы ха­рак­тер­но­го тан­ца. 4-е изд. СПб. [и др.], 2010.

Вернуться к началу