Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХАНЖО́НКОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 743-744

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
Архив БРЭ

ХАНЖО́НКОВ Алек­сандр Алек­сее­вич [27.7(8.8).1877, пос. Верх­не­хан­жё­нов­ский, ны­не пос. Ниж­няя Крын­ка, Ук­раи­на – 26.9.1945, Ял­та], рос. ки­но­пред­при­ни­ма­тель, ре­жис­сёр, один из ос­но­ва­те­лей рос. ки­но­про­из­вод­ст­ва. Сын ка­зачь­е­го офи­це­ра. В 1896 окон­чил Но­во­чер­кас­ское ка­за­чье юн­кер­ское уч-ще. Уча­ст­ник рус­ско-япон­ской вой­ны 1904–05. В 1905 в Мо­ск­ве ор­га­ни­зо­вал фаб­ри­ку по произ-ву ки­но­лент, в 1906 – Тор­го­вый дом «Э. Ош и А. Хан­жон­ков» и фир­му «А. Хан­жон­ков и Ко». В 1909 пер­вая про­дук­ция: «Дра­ма в та­бо­ре под­мос­ков­ных цы­ган», «Песнь про куп­ца Ка­лаш­ни­ко­ва», «Рус­ская свадь­ба XVI сто­ле­тия», «Вань­ка-ключ­ник» и др. (с Х. со­труд­ни­ча­ли реж. В. М. Гон­ча­ров и те­ат­раль­ная труп­па моск. Вве­ден­ско­го нар. до­ма – И. И. Моз­жу­хин, П. И. Чар­ды­нин и др.). В 1910–17 из­да­вал жур­на­лы «Вест­ник ки­не­ма­то­гра­фии», «Си­не­ма», «Пе­гас». В 1911 де­бю­ти­ро­вал как ре­жис­сёр пер­вым отеч. пол­но­мет­раж­ным ф. «Обо­ро­на Се­ва­сто­по­ля» (совм. с Гон­ча­ро­вым). В 1912 ки­но­фир­ма пре­об­ра­зо­ва­на в ак­цио­нер­ное об-во «А. Хан­жон­ков и Ко» (ком­мерч. лен­ты разл. жан­ров; об­ра­зова­тель­ные, ви­до­вые и эт­но­гра­фич. филь­мы; сре­ди ак­тё­ров – В. В. Хо­лод­ная, В. А. Ка­рал­ли, И. Н. Пе­ре­стиа­ни; позд­нее в т. ч. и на его ба­зе ор­га­ни­зо­ван «Мос­фильм»), то­гда же вы­пу­щен пер­вый в ми­ре мульт­фильм в тех­ни­ке объ­ём­ной ани­ма­ции («Пре­крас­ная Лю­ка­ни­да, или Вой­на уса­чей с ро­га­ча­ми» В. А. Ста­ре­ви­ча). В 1917 Х. ор­га­ни­зо­вал ки­но­про­из­вод­ст­во в Ял­те (функ­цио­ни­ро­ва­ло во вре­мя Гражд. вой­ны 1917–22). В 1918 по­ста­вил мис­тич. дра­му «Ве­ли­кий Ас­пид» (совм. с А. Н. Ураль­ским). В 1920–23 за гра­ни­цей. По воз­вра­ще­нии в СССР ра­бо­тал в Гос­ки­но, «Про­лет­ки­но» и др. В 1926 об­ви­нён в фи­нан­со­вых зло­упот­реб­ле­ни­ях и аре­сто­ван (вско­ре ос­во­бо­ж­дён, но ли­шён по­ли­тич. прав с за­пре­том ра­бо­ты в ки­но­от­рас­ли). В 1934 реа­би­ли­ти­ро­ван. Ав­тор сце­на­ри­ев филь­мов Е. Ф. Бау­эра: «Бра­тья Бо­рис и Глеб», «Из ми­ра та­ин­ст­вен­но­го», «Ири­на Кир­са­но­ва» (все 1915), «Жизнь, по­бе­ж­дён­ная смер­тью» (1916).

Соч.: Пер­вые го­ды рус­ской ки­не­ма­то­гра­фии. М.; Л., 1937.

Лит.: Гинз­бург С. Ки­не­ма­то­гра­фия до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии. М., 1963; Ян­ги­ров Р. К био­гра­фии А. А. Хан­жон­ко­ва: но­вый ра­курс // Ки­но­вед­че­ские за­пис­ки. 2001. № 55; Чу­ма­ков В. Ко­гда ки­но бы­ло ма­лень­ким // Ого­нек. 2004. № 17; Гра­щен­ко­ва И. Н. Ки­но Сереб­ря­но­го ве­ка: Рус­ский ки­не­ма­то­граф 10-х го­дов и ки­не­ма­то­граф Рус­ско­го по­сле­ок­тябрь­ско­го за­ру­бе­жья 20-х го­дов. М., 2005.

Вернуться к началу