Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХА́МФРИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 740-741

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ХА́МФРИ (Humphrey) До­рис (17.10.1895, Ок-Парк, штат Ил­ли­нойс – 29.12.1958, Нью-Йорк), амер. ар­ти­ст­ка ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог, тео­ре­тик тан­ца. Счи­та­ет­ся од­ним из ос­но­во­по­лож­ни­ков тан­ца мо­дерн. Учи­лась в шко­ле Ф. У. Пар­ке­ра (Чи­ка­го), за­тем у Р. Сент-Де­нис и Т. Шо­уна, с 1917 ра­бо­та­ла в труп­пе «Де­ни­шо­ун», с ко­то­рой в 1925–26 га­ст­ро­ли­ро­ва­ла по стра­нам Азии. На ху­дож. ми­ро­воз­зре­ние Х. ока­за­ло влия­ние зна­ком­ст­во с иск-вом Вос­то­ка, а так­же изу­че­ние мно­го­на­цио­наль­но­го фольк­ло­ра США. В 1928 совм. с Ч. Вейд­ма­ном ор­га­ни­зо­ва­ла шко­лу и труп­пу в Нью-Йор­ке. С 1934 од­но­вре­мен­но пре­по­да­ва­ла в Бен­нинг­тон­ской тан­це­валь­ной шко­ле, в 1955 ос­но­ва­ла в Джуль­ярд­ской шко­ле те­атр тан­ца. С 1946 с Х. Ли­мо­ном воз­глав­ля­ла его труп­пу. Ста­ви­ла спек­так­ли без муз. со­про­во­ж­де­ния («Тра­ги­че­ская со­на­та», 1923; «Этюд, по­свя­щён­ный во­де», 1928), на фольк­лор­ную му­зы­ку («Тря­су­ны», 1930), а так­же на му­зы­ку У. Риг­ге­ра (три­ло­гия «Но­вый та­нец», «Те­ат­раль­ный эпи­зод», «С мои­ми крас­ны­ми ог­ня­ми», 1935–36, две пер­вые час­ти совм. с Вейд­ма­ном), А. Ко­п­лен­да («День на зем­ле», 1947), Б. Брит­те­на («Раз­ва­ли­ны и ви­де­ния», 1953) и др. Соз­да­ла тео­рию, со­глас­но ко­то­рой все те­ло­дви­же­ния пред­став­ля­ют со­бой разл. фа­зы и ва­риа­ции двух осн. мо­мен­тов – па­де­ния и вста­ва­ния. Они име­ют раз­мах ко­ле­ба­ний в гра­ни­цах ме­ж­ду не­под­виж­но­стью рав­но­ве­сия (вер­ти­каль­ное по­ло­же­ние) и край­ней сте­пе­нью его на­ру­ше­ния, ко­гда те­ло пол­но­стью на­хо­дит­ся во вла­сти зем­но­го при­тя­же­ния (го­ри­зон­таль­ное по­ло­же­ние). Ис­хо­дя из это­го, Х. раз­ра­бо­та­ла совм. с Вейд­ма­ном ме­то­ди­ку ана­ли­за ком­по­зи­ци­он­ной, рит­мич. и пла­сти­ко-ди­на­мич. струк­ту­ры тан­ца. Из­ло­жи­ла свою тео­рию в ря­де книг. Как пе­да­гог стре­ми­лась раз­ви­вать ар­ти­стич. ин­ди­ви­ду­аль­ность так, что­бы ка­ж­дый тан­цов­щик при­шёл к собств. фор­ме тан­ца.

Соч.: The Art of making dances. N. Y., [1959]; New dance... N. Y., 1966.

Лит.: D. Humphrey. An artist first, an auto­bio­graphy. Middletown, 1972; Вaril J. La danse moderne d’lsadora Duncan à Twyla Tharp. P., 1977; Mein L. Directing the dance legacy of D. Humphrey: the creative impulse of reconstruction. Madison, 2012.

Вернуться к началу