Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРЕ́ЙКА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 611

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФРЕ́ЙКА (Frejka) Йир­жи (6.4.1904, Оуте­хо­ви­це – 27.10.1952, Пра­га), чеш. ре­жис­сёр, тео­ре­тик те­ат­ра. Пред­ста­ви­тель чеш. аван­гар­диз­ма. Окон­чил фи­лос. ф-т Кар­ло­ва ун-та и дра­ма­тич. от­де­ле­ние кон­сер­ва­то­рии в Пра­ге. В 1925 по­ста­вил с вы­пу­ск­ни­ка­ми Праж­ской конс. спек­такль «Цирк Дан­де­на» по пье­се Моль­е­ра «Жорж Дан­ден», ис­поль­зуя приё­мы цир­ка и ба­ла­га­на. То­гда же соз­дал те­ат­раль­ную сек­цию в объ­е­ди­не­нии «Де­вет­сил» («Ком­му­ни­сти­че­ский аван­гард ра­бот­ни­ков ис­кусств») и вме­сте с Й. Гонз­лем ос­но­вал в Пра­ге «Ос­во­бо­ж­дён­ный те­атр». Ста­вил со­ци­аль­но ост­рые и ус­лов­ные по фор­ме спек­так­ли: «Жен­щи­ны на празд­ни­ке Фес­мо­фо­рий» Ари­сто­фа­на («Ос­во­бо­ж­дён­ный те­атр», 1926), «Про­да­вец ма­зей» по нар. фар­су в об­работ­ке Э. Ф. Бу­риа­на (1928, театр «Да­да», Пра­га) и др. В кон. 1920-х – 1930-е гг. ра­бо­тал в Нац. те­ат­ре («Озе­ро Уке­ре­ве» В. Ван­чу­ры, 1936; «Бо­рис Го­ду­нов» А. С. Пуш­ки­на, 1937; «Ро­мео и Джуль­ет­та» У. Шек­спи­ра, 1938), в 1945–50 худ. рук. те­ат­ра «На Ви­но­гра­дах» («Мни­мый боль­ной» Моль­е­ра, 1946; «Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва, 1947; «Дос­ти­га­ев и дру­гие» М. Горь­ко­го, 1948). Под­вер­гал­ся кри­ти­ке за взгля­ды, не от­ве­чав­шие со­циа­ли­стич. офи­цио­зу. В 1946–52 пре­по­да­вал в праж­ской Ака­де­мии ис­кусств, от­ку­да был уво­лен по по­ли­тич. мо­ти­вам. По­кон­чил с со­бой.

Соч.: Člověk, který se stal hercem. Praha, 1929; Železná doba divadla. Praha, 1945; Režie jako projev průbojného ducha: výbor z teoretických studií a statí. Praha, 1980; Divadlo je vesmír. Praha, 2004.

Лит.: Dvořák A. Trojice nejodvážnějších. Praha, 1988.

Вернуться к началу