Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОМЕ́НКО

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 461

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Е. Сизенко

ФОМЕ́НКО Пётр Нау­мо­вич (13.7.1932, Мо­ск­ва – 9.8.2012, там же), рос. ре­жис­сёр, пе­да­гог, засл. де­ят. ис­кусств Поль­ши (1979), засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1987), нар. арт. РФ (1993). В нач. 1950-х гг. учил­ся в Шко­ле-сту­дии МХАТ (от­чис­лен с 3-го кур­са). В 1955 окон­чил фи­ло­ло­гич. ф-т Моск. пе­да­го­гич. ин-та, в 1961 – ре­жис­сёр­ский ф-т ГИТИСа (курс Н. М. Гор­ча­ко­ва). В 1960-е гг. в Мо­ск­ве («Ко­роль Ма­ти­уш Пер­вый» по Я. Кор­ча­ку, 1964, Центр. дет­ский те­атр; «До­зна­ние» П. Вай­са, 1967, Те­атр на Та­ган­ке; «Как вам это по­нра­вит­ся» У. Шек­спи­ра, 1969, Те­атр на Ма­лой Брон­ной; и др.). Со­бы­ти­ем те­ат­раль­ной жиз­ни стал гинь­оль «Смерть Та­рел­ки­на» А. В. Су­хо­во-Ко­бы­ли­на (1966, Моск. те­атр им. Вл. Мая­ков­ско­го; позд­нее за­пре­щён). В 1972–81 в Ле­нингр. те­ат­ре ко­ме­дии (с 1977 гл. реж.), где соз­дал ли­ри­ко-экс­цен­трич. спек­так­ли: «Этот ми­лый ста­рый дом» по А. Н. Ар­бу­зо­ву (1972), «Тро­ян­ской вой­ны не бу­дет» Ж. Жи­ро­ду (1973), «Ми­зан­троп» Моль­е­ра (1975), «Лес» А. Н. Ост­ров­ско­го (1978), «Тёр­кин-Тёр­кин» по А. Т. Твар­дов­ско­му (1980) и др. Рас­кры­вал веч­ные те­мы бы­тия, па­ра­док­саль­но со­еди­няя пси­хо­ло­гич. «кру­же­во» и щед­рую те­ат­раль­ность. С нач. 1980-х гг. вновь в Мо­ск­ве. Вы­страи­вая ав­тор­ский те­атр, ис­сле­дуя при­ро­ду че­ло­ве­ка, ме­та­фи­зи­ку люб­ви-не­на­вис­ти, соз­дал но­ва­тор­ские спек­так­ли: в Те­ат­ре им. Вл. Мая­ков­ско­го («Пло­ды про­све­ще­ния» Л. Н. Тол­сто­го, 1985), им. Мос­со­ве­та («Ка­ли­гу­ла» по А. Ка­мю, 1990), «Са­ти­ри­ко­не» («Ве­ли­ко­леп­ный ро­го­но­сец» по Ф. Кром­ме­лин­ку, 1994), а так­же в Те­ат­ре им. Евг. Вах­тан­го­ва – во­шед­ший в зо­ло­той фонд рос. сце­ны свое­об­раз­ный гимн ак­тёр­ско­му со­об­ще­ст­ву «Без ви­ны ви­но­ва­тые» Ост­ров­ско­го (1993), «Пи­ко­вая да­ма» по А. С. Пуш­ки­ну (1996). Но­вый этап свя­зан с об­ра­зо­ва­ни­ем «Мас­тер­ской П. Фо­мен­ко». Во­пло­ще­ние идеи о «те­ат­ре-до­ме» – «вы­ра­щен­ный» ре­жис­сё­ром уни­каль­ный ан­самб­ле­вый те­атр (труп­пу в осн. со­став­ля­ют че­ты­ре по­ко­ле­ния уче­ни­ков Ф.) – зна­чит. куль­тур­ное яв­ле­ние сер. 1990-х–2010-х гг.: «Вол­ки и ов­цы» (1992) и «Бес­при­дан­ни­ца» (2008) Ост­ров­ско­го, «Та­ня-Та­ня» О. С. Му­хи­ной (1996), «Од­на аб­со­лют­но сча­ст­ли­вая де­рев­ня» по Б. Б. Вах­ти­ну и «Се­мей­ное сча­стие» по Л. Н. Тол­сто­му (оба 2000), «Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на. Сце­ны» по Л. Н. Тол­сто­му (2001), «Бе­зум­ная из Шайо» Жи­ро­ду и «Еги­пет­ские но­чи» по Пуш­ки­ну и В. Я. Брю­со­ву (оба 2002), «Три се­ст­ры» А. П. Че­хо­ва (2004). Ос­но­ван­ный на по­этич. пре­об­ра­же­нии дей­ст­ви­тель­но­сти «те­атр-празд­ник», «те­атр-уте­ше­ние» позд­не­го пе­рио­да Ф. при­об­рёл чер­ты жё­ст­ко­го, по­рой сар­ка­стич. вы­ска­зы­ва­ния («Трип­тих» по про­из­ве­де­ни­ям Пуш­ки­на, 2009). По­след­ний спек­такль Ф. – «Те­ат­раль­ный ро­ман» по М. А. Бул­га­ко­ву (2012, совм. с К. А. Пи­ро­го­вым), пред­став­ляю­щий те­атр как без­ус­лов­ную ху­дож. цен­ность. Ра­бо­тал в ки­но и на ТВ (те­ле­се­ри­ал «На всю ос­тав­шую­ся жизнь», по по­вес­ти «Спут­ни­ки» В. Ф. Па­но­вой, 1975; т/ф «Поч­ти смеш­ная ис­то­рия», 1977; ф. «По­езд­ки на ста­ром ав­то­мо­би­ле», 1986). По­ста­вил те­ле­спек­так­ли по про­из­ве­де­ни­ям Пуш­ки­на – «Пи­ко­вая да­ма» (1969 и 1987), «По­ве­сти Бел­ки­на» – «Вы­стрел» (1979), «Ме­тель» (1982), «Гро­бов­щик» (1991), Л. Н. Тол­сто­го – «Се­мей­ное сча­стье» (1971) и «Дет­ст­во. От­ро­че­ст­во. Юность: ис­по­ведь и меч­та­ния Ни­ко­лая Ир­тень­е­ва» (1973). Ис­пол­нил роль Пе­соц­ко­го в ф. «Чёр­ный мо­нах» И. В. Ды­хо­вич­но­го. Ра­бо­тал за ру­бе­жом (в т. ч. «Лес», «Ко­ме­ди Фран­сез», 2003). В 1982–2004 пре­по­да­вал в РАТИ (до 1991 ГИТИС), проф. (с 1992). Гос. пр. РФ (1994, 1997, 2001). На­гра­ж­дён ор­де­ном «За за­слу­ги пе­ред Оте­че­ст­вом» 2-й сте­пе­ни (2007).

Соч.: Он вос­пи­тал наш пла­мень… // Не­ис­то­вый А. Гон­ча­ров. М., 2003.

Лит.: Ре­жис­сер­ский те­атр. М., 1999. Вып. 1: От Б до Ю; Сме­лян­ский А. М. Пред­ла­гае­мые об­стоя­тель­ст­ва. М., 1999; Мо­с­ков­ский те­атр «Мас­тер­ская П. Фо­мен­ко». Собр. соч.: [Сб. ста­тей и ре­цен­зий о спек­так­лях те­ат­ра]. М., 2008. Т. 1; Го­ли­цы­на Е. А. П. Фо­мен­ко ре­пе­ти­ру­ет Пуш­ки­на. М., 2009; Бо­гда­но­ва П. Б. Ре­жис­се­ры-шес­ти­де­сят­ни­ки. М., 2010; Те­ат­раль­ная жизнь. 2013. № 2–3; Fomenki.ru. Собр. соч.: [Сб. ста­тей и ре­цен­зий о спек­так­лях мо­с­ков­ско­го те­ат­ра «Мас­тер­ская П. Фо­мен­ко»]. М., 2013. Т. 2; Ко­ле­со­ва Н. Г. П. Фо­мен­ко. Энер­гия за­блу­ж­де­ния. М., 2014; То­ка­ре­ва М. Сце­на ме­ж­ду зем­лей и не­бом. М., 2014; Ле­ви­тин М. В по­ис­ках бла­жен­но­го идио­тиз­ма. М., 2015.

Вернуться к началу