Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФО́КИН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 450-451

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. А. Вострова
Фото В.Ф. Плотникова В.В. Фокин. Фото 2014 г.

ФО́КИН Ва­ле­рий Вла­ди­ми­ро­вич (р. 28.2.1946, Мо­ск­ва), рос. ре­жис­сёр, пе­да­гог, засл. де­ят. ис­кусств Поль­ши (1979), нар. арт. РФ (1996). В 1970 окон­чил Те­ат­раль­ное уч-ще им. Б. В. Щу­ки­на (курс Б. Е. За­ха­вы и М. Р. Тер-За­ха­ро­вой). В те­ат­ре «Со­вре­мен­ник» по­ста­вил спек­так­ли: «Ва­лен­тин и Ва­лен­ти­на» М. М. Ро­щи­на (1971), «Про­вин­ци­аль­ные анек­до­ты» А. В. Вам­пи­ло­ва (1973), «Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля (1983), «Кто бо­ит­ся Вирд­жи­нии Вульф?» Э. Ол­би (1984), «Ка­ра­ма­зо­вы и ад» Н. Ю. Кли­мон­то­ви­ча (1996), «Ши­нель» по по­вес­ти Го­го­ля (2004) и др.; под влия­ни­ем идей Е. Гро­тов­ско­го на ма­лой сце­не те­ат­ра вы­пус­тил спек­такль «И пой­ду, и пой­ду!..» по про­из­ве­де­ни­ям «За­пис­ки из под­по­лья» и «Сон смеш­но­го че­ло­ве­ка» Ф. М. Дос­то­ев­ско­го (1976) и «Гам­лет» У. Шек­спи­ра (1978). В 1985–1991 гл. ре­жис­сёр Моск. дра­ма­тич. те­ат­ра им. М. Н. Ер­мо­ло­вой: «Го­во­ри...» А. М. Бу­рав­ско­го по мо­ти­вам очер­ков «Рай­он­ные буд­ни» В. В. Овеч­ки­на (1985; Гос. пр. РСФСР, 1987), «Спор­тив­ные сце­ны 1981 го­да» Э. С. Рад­зин­ско­го (1986), «При­гла­ше­ние на казнь» по В. В. На­бо­ко­ву (1989). Ос­но­ва­тель, худ. рук. (до 2012) и ге­не­раль­ный ди­рек­тор Те­ат­раль­но-куль­тур­но­го цен­тра им. Вс. Мей­ер­холь­да (1991–2011, с 2011 пре­зи­дент); по­ста­вил спек­так­ли: «Ну­мер в гос­ти­ни­це го­ро­да NN» по поэ­ме «Мёрт­вые ду­ши» Го­го­ля (1994), «Пре­вра­ще­ние» по Ф. Каф­ке (1995, совм. с моск. те­ат­ром «Са­ти­ри­кон»), «Ещё Ван Гог...», идея и ком­по­зи­ция Ф. (1998, совм. с Моск. те­ат­ром под рук. О. П. Та­ба­ко­ва), «Ар­то и его двой­ник» В. О. Се­ме­нов­ско­го (2002). Ра­бо­там Ф. при­су­щи яр­кая зре­лищ­ность, ди­на­ми­ка, па­ра­док­саль­ность; ре­жис­сёр­ский по­черк от­ли­ча­ют ём­кость и мас­штаб­ность сце­нич. ме­та­фо­ры, ост­ро­та фор­мы, под­роб­ный пси­хо­ло­гич. ана­лиз ха­рак­те­ров, но­ва­тор­ские по­ис­ки в об­лас­ти те­ат­раль­но­го язы­ка. С 2003 худ. рук. Алек­сан­д­рин­ско­го те­ат­ра в С.-Пе­тер­бур­ге, вы­пус­тил спек­так­ли: «Ре­ви­зор» (2002) и «Же­нить­ба» (2008) Го­го­ля, «Двой­ник» (2005) и «Ли­тур­гия ZERO» (2012) по Дос­то­ев­ско­му, «Жи­вой труп» Л. Н. Тол­сто­го (2006), «Гам­лет» (2010), «Нев­ский про­спект. Го­род­ские этю­ды» по Го­го­лю (2013), «Мас­ка­рад. Вос­по­ми­на­ния бу­ду­ще­го»» по М. Ю. Лер­мон­то­ву (2014), «Се­го­дня. 2016» по по­вес­ти К. В. Фо­ки­на «Огонь» (2016) и др. В 2007 по­ста­вил опе­ру «Пи­ко­вая да­ма» П. И. Чай­ков­ско­го (ГАБТ). Ак­тив­но ста­вит за ру­бе­жом. Ра­бо­тал на ТВ. В 1975–79 пре­по­да­вал в ГИТИСе, в 1993–94 – в Выс­шей кра­ков­ской те­ат­раль­ной шко­ле (Поль­ша) и То­кий­ском те­ат­ре «То­эн» (Япо­ния). С 2013 де­кан ф-та мас­тер­ст­ва сце­нич. по­ста­но­вок (с 2015 Рос. гос. ин-т сце­нич. ис­кусств, см. Санкт-Пе­тер­бург­ская го­су­дар­ст­вен­ная ака­де­мия те­ат­раль­но­го ис­кус­ст­ва). Гос. пр. РФ (1994, 2000, 2003). На­гра­ж­дён ор­де­ном «За за­слу­ги пе­ред Оте­че­ст­вом» 2-й сте­пе­ни (2016).

Соч.: Бе­се­ды о про­фес­сии. Ре­пе­ти­ции. СПб., 2006.

Лит.: Алек­сан­д­рин­ский «Ре­ви­зор» В. Фо­ки­на: Ро­ж­де­ние спек­так­ля. СПб., 2005; Че­пу­ров А. А. Го­го­лев­ские сю­же­ты В. Фо­ки­на. СПб., 2010; Бо­гда­но­ва П. Ре­жис­се­ры-се­ми­де­сят­ни­ки: Куль­ту­ра и судь­бы. М., 2014.

Вернуться к началу