Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХМЕЛЁВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 104

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Н.П. Хмелёв в роли Каренина («Анна Каренина» по Л.Н. Толстому).

ХМЕЛЁВ Ни­ко­лай Пав­ло­вич [28.7(10.8). 1901, Сор­мо­во, ны­не в со­ста­ве г. Ниж­ний Нов­го­род – 1.11.1945, Мо­ск­ва], рос. ак­тёр, ре­жис­сёр, нар. арт. СССР (1937). С 1919 во 2-й Сту­дии МХТ, с 1924 в труп­пе МХАТа. Один из яр­чай­ших пред­ста­ви­те­лей «вто­ро­го по­ко­ле­ния» МХАТа. Соз­да­вал об­ра­зы та­кой экс­прес­сии и тра­гич. обоб­щён­но­сти, что они вы­хо­ди­ли за рам­ки вос­про­из­ве­де­ния жи­тей­ско­го, бы­то­во­го. Уме­ние ох­ва­тить под­час про­ти­во­по­лож­ные сто­ро­ны ха­рак­те­ра оп­ре­де­ли­ло ши­ро­кий диа­па­зон ро­лей: Шпи­гель­берг («Раз­бой­ни­ки» Ф. Шил­ле­ра), Би­рон («Ели­за­ве­та Пет­ров­на» Д. П. Смо­ли­на), царь Фё­дор («Царь Фё­дор Ио­ан­но­вич» А. К. Тол­сто­го), Алек­сей Тур­бин («Дни Тур­би­ных» М. А. Бул­га­ко­ва), Ма­рей («Пу­га­чёв­щи­на» К. А. Тре­нё­ва), Пек­ле­ва­нов («Бро­не­по­езд 14-69» Вс. В. Ива­но­ва), князь К. («Дя­дюш­кин сон» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му), Ка­ре­нин («Ан­на Ка­ре­ни­на» по Л. Н. Тол­сто­му), Мер­док («Рек­ла­ма» М. Уот­кин­са), Ту­зен­бах («Три се­ст­ры» А. П. Че­хо­ва), Ни­ко­лай Скро­бо­тов («Вра­ги» М. Горь­ко­го), ин­же­нер За­бе­лин («Крем­лёв­ские ку­ран­ты» Н. Ф. По­го­ди­на, Гос. пр. СССР, 1942), Иван Гроз­ный («Труд­ные го­ды» А. Н. Тол­сто­го; Х. умер в день ге­не­раль­ной ре­пе­ти­ции). Один из соз­да­те­лей (в 1932) Те­ат­ра-сту­дии под рук. Хме­лё­ва (в 1937 вли­лась в Моск. те­атр им. М. Н. Ер­мо­ло­вой; худ. рук. в 1937–45). Сре­ди по­ста­но­вок: «Не бы­ло ни гро­ша, да вдруг ал­тын» А. Н. Ост­ров­ско­го (1934, совм. с Е. С. Те­ле­ше­вой), «Как вам это по­нра­вит­ся» У. Шек­спи­ра (1940) и «Де­ти солн­ца» Горь­ко­го (1944, оба – совм. с М. О. Кне­бель). Как ре­жис­сёр уча­ство­вал в ря­де по­ста­но­вок МХАТа: «Фронт» А. Е. Кор­ней­чу­ка (1942), «Рус­ские лю­ди» К. М. Си­мо­но­ва (1943), «По­след­няя жерт­ва» Ост­ров­ско­го (1944; Гос. пр. СССР, 1946, по­смерт­но). В 1943–45 худ. рук. МХАТа. Сни­мал­ся в ки­но («Че­ло­век в фут­ля­ре» и др.). Гос. пр. СССР (1941).

Лит.: Те­ат­раль­ные порт­ре­ты: Сб. ста­тей. М.; Л., 1939; Но­виц­кий П. И. Хме­лев // Об­ра­зы ак­те­ров. М., 1941; он же. Хме­лев. М., 1964; Еже­год­ник МХТ, 1945. М.; Л., 1948. Т. 2: Па­мя­ти Н. П. Хме­ле­ва; Ко­мис­сар­жев­ский В. Г. Хме­лев за ре­жис­сер­ским сто­лом. М., 1956; он же. Хме­лев. М., 2006.

Вернуться к началу