ЧИАУРЕ́ЛИ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧИАУРЕ́ЛИ Михаил Эдишерович [25.1 (6.2).1894, Тифлис – 31.10.1974, Тбилиси], груз. и рос. режиссёр, засл. деят. искусств Груз. ССР (1941), нар. арт. СССР (1948). Муж В. И. Анджапаридзе, отец С. М. Чиаурели. В 1916 окончил Тифлисскую школу скульптуры и живописи. Один из организаторов Театра революц. сатиры при Груз. отделении Рос. телеграфного агентства (1921). В 1922–1924 учился в скульптурных мастерских Германии. Работал в передвижном музыкально-драматич. театре (1926–34); в 1934 Ч. организовал на его базе Груз. театр музыкальной комедии (работал в нём до 1941). В кино начинал как актёр (1921, гл. роль в ф. «Арсен Джорджиашвили»). Как режиссёр дебютировал историко-революц. фильмами «Первый корнет Стрешнев» (совм. с Е. Л. Дзиганом) и «В последний час» (оба 1928), агитац. ф. «Саба» (1929), социальными сатирами «Хабарда!» (1931) и «Последний маскарад» (1934). Успех принесли нар. драма «Арсен» (1937) и первый фильм об И. В. Сталине «Великое зарево» (1938). Работая в эстетике социалистического реализма, Ч. создавал своего рода летопись «сталинизма»: «Георгий Саакадзе» (1943), «Клятва» (1946, Гран-при Мкф в Венеции), «Падение Берлина» (1949), «Незабываемый 1919 год» (1951, оба – Гран-при Мкф в Карлови-Вари). В 1955–57 работал как документалист на Свердловской киностудии. Затем возвратился в Грузию, где выпустил экранизации нац. классики («Отарова вдова», 1958; «Иные нынче времена», 1965), морально-этич. драму «Повесть об одной девушке» (1960) и антибуржуазный памфлет «Генерал и маргаритки» (1964). В 1969 поставил анимац. эксцентрич. ф. «Как мыши кота хоронили» (1969). Автор и соавтор сценариев своих фильмов. В 1950–60 преподавал во ВГИКе, проф. (1951). Гос. пр. СССР (1941, 1943, 1946, 1947, 1950). Награждён орденами Ленина (1935, 1960).