Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧА́ПЛИН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 406

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
Ч. Чаплин в фильме «Великий диктатор». 1940.

ЧА́ПЛИН (Chaplin) Чар­ли (Чарлз Спен­сер) (16.4.1889, Лон­дон – 25.12.1977, Кор­сье-сюр-Ве­ве, Швей­ца­рия), амер. ак­тёр, ре­жис­сёр. На сце­не с 1898 (тан­це­валь­ный га­ст­роль­ный ан­самбль «Во­семь лан­ка­шир­ских пар­ней»). В 1908–12 вы­сту­пал на эс­т­ра­де в ка­че­ст­ве пев­ца, тан­цо­ра, ми­ма, ак­ро­ба­та и эк­ви­либ­ри­ста. C 1912 в США; за­клю­чил кон­тракт с М. Сен­нет­том, в экс­цен­трич. ко­ме­ди­ях ко­то­ро­го поя­вил­ся в об­ра­зе аван­тю­ри­ста и ло­ве­ла­са (де­бют – «За­ра­ба­ты­вая на жизнь», 1914). На­чи­ная с филь­мов «Дет­ские ав­то­мо­биль­ные гон­ки» и «Не­обык­но­вен­но за­труд­ни­тель­ное по­ло­же­ние Мэйбл» фор­ми­ро­вал сде­лав­ший его зна­ме­ни­тым об­раз не­ле­по­го и тро­га­тель­но­го бро­дя­ги Чар­ли. В 1914 де­бю­ти­ро­вал в ка­че­ст­ве ре­жис­сё­ра («За­стиг­ну­тый до­ж­дём», Ч. в гл. ро­ли). В 1915–19 один из са­мых по­пу­ляр­ных и са­мый вы­со­ко­оп­ла­чи­вае­мый амер. ко­мич. ак­тёр. По­ста­вил филь­мы: «Чем­пи­он», «Бро­дя­га», «Ринк» (все 1916), «Им­ми­грант», «Ис­ка­тель при­клю­че­ний», «Ти­хая ули­ца» (все 1917), «На пле­чо!», «Со­ба­чья жизнь» (оба 1918). Лен­ты Ч. от­кры­ли тра­ги­ко­мич. на­ча­ло в амер. экс­цен­трич. ко­ме­дии (со­че­тая фар­со­вую и тра­ге­дий­ную со­став­ляю­щие, пер­со­наж Ч. при­об­рёл точ­ное со­ци­аль­ное зна­че­ние, от­ра­зив под­соз­на­ние лю­дей мн. стран ми­ра, при­зы­вая к за­щи­те че­ло­ве­че­ско­го дос­то­ин­ст­ва). В 1919 совм. с М. Пик­форд, Д. Фэр­бен­ксом и Д. У. Гриф­фи­том ос­но­вал ком­па­нию «United artists» (филь­мы «Ма­лыш» и «Празд­ный класс», оба 1921; «День по­луч­ки», 1922). В 1923 со­здал собств. ком­па­нию «Charles S. Chaplin Film Corporation»: по­ста­вил пси­хо­ло­гич. ме­ло­дра­му «Па­ри­жан­ка», аван­тюр­ную ко­ме­дию «Пи­лиг­рим» (обе 1923), экс­цен­трич. тра­ги­ко­ме­дии про по­хо­ж­де­ния Чар­ли «Зо­ло­тая ли­хо­рад­ка» (1925) и «Цирк» (1928). Наи­бо­лее зна­чит. фильм это­го пе­рио­да – «Ог­ни го­ро­да» (в рос. про­ка­те – «Ог­ни боль­шо­го го­ро­да», 1931), со­еди­няю­щий ко­ме­дий­ную экс­цен­три­ку с вы­со­ким дра­ма­тиз­мом. В ф. «Но­вые вре­ме­на» (1936) воз­ник­ли со­ци­аль­но-кри­тич. мо­ти­вы (Ч. про­стил­ся с по­пу­ляр­ной ко­ме­дий­ной мас­кой, а об­раз Чар­ли стал ме­нее ус­лов­ным). В зву­ко­вом ки­но в 1940 по­ста­вил ан­ти­фа­ши­ст­ский по­ли­тич. пам­флет «Ве­ли­кий дик­та­тор» (об­раз Чар­ли транс­фор­ми­ро­вал­ся из бро­дя­ги в за­трав­лен­но­го ев­рея из гет­то, Ч. в ро­ли Аде­нои­да Хин­ке­ля с чер­та­ми А. Гит­ле­ра). В 1947 по­ста­вил па­ра­док­саль­ную «чёр­ную» тра­ги­ко­ме­дию «Мсье Вер­ду». Ли­ри­ко-пси­хо­ло­гич. ме­ло­дра­ма «Ог­ни рам­пы» (1952, пр. «Ос­кар» за му­зы­ку) – тон­кое ху­дож. раз­мыш­ле­ние о су­ти твор­че­ст­ва. Во вре­мя мак­кар­ти­ст­ской кам­па­нии (см. Мак­кар­тизм) в ре­зуль­та­те об­ви­не­ния в ан­ти­амер. дея­тель­но­сти Ч. за­пре­щён въезд в США. С 1953 по­се­лил­ся в Швей­ца­рии. Как ре­жис­сёр ра­бо­тал в Ве­ли­ко­бри­та­нии, где по­ста­вил по­ли­тич. са­ти­ру «Ко­роль в Нью-Йор­ке» (1957), вы­шу­чи­ваю­щую амер. нра­вы и пра­во­по­ря­док. По­след­няя ре­жис­сёр­ская ра­бо­та – ли­рич. ко­ме­дия по­ло­же­ний «Гра­фи­ня из Гон­кон­га» (1967). В боль­шин­ст­ве сво­их филь­мов вы­сту­пал в ка­че­ст­ве сце­на­ри­ста и ком­по­зи­то­ра. Спец. пр. «Ос­кар» (1928), пр. Мкф в Ве­не­ции «за твор­че­ст­во в це­лом» (1972). Гу­ма­ни­стич. ха­рак­тер твор­че­ст­ва Ч., мас­штаб его лич­но­сти, ху­дож. эво­лю­ция яви­лись важ­ней­шим им­пуль­сом раз­ви­тия разл. ви­дов ис­кусств 20 в.; фор­ми­ро­ва­ние Ч.-ак­тё­ра (позд­нее – ре­жис­сё­ра) от­ра­зи­ло их дос­ти­же­ния и в т. ч. пред­вос­хи­ти­ло но­ва­тор­ские ху­дож. про­цес­сы в ки­но­ис­кус­ст­ве.

Соч.: О се­бе и сво­ем твор­че­ст­ве: В 2 т. М., 1990–1991; Моя ав­то­био­гра­фия. М., 2000.

Лит.: Dеlluс L. C. Chaplin. Р., 1921; Ч. Ча­п­лин. Л., 1925; Со­ко­лов И. Ч. Ча­п­лин. М., 1938; Ulm G. C. Chaplin, king of tragedy. Caldwell, 1940; Ч. Спен­сер Ча­п­лин. М., 1945; Viаzzi G. Chaplin e lа critica. Bari, 1955; Leprohon Р. C. Chaplin. Р., 1957; Аве­на­ри­ус Г. Ч. Спен­сер Ча­п­лин. Очер­ки ран­не­го пе­рио­да твор­че­ст­ва. М., 1959; Ку­кар­кин А. Ч. Ча­п­лин. М., 1960; Сhарlin С. Му father C. Chap­lin. N. Y., 1960; Вооst С. Chaplin. Den Haag, 1964; Мitrу J. Charlot et lа «fabulation» chaplinesque. Р., 1965; Бо­жо­вич В. Ча­п­лин // Со­вре­мен­ные за­пад­ные ре­жис­се­ры. М., 1972; Маrtin М. C. Chaplin. Р., 1972; Нuff T. C. Chaplin. N. Y., 1972; Воwmаn W. C. Chap­lin. His life and art. N. Y., 1974; Chapliniana: Chaplin е lа critica / A cura di G. Oldrini. Roma; Bari, 1979; Са­дуль Ж. Ч. Ча­п­лин. М., 1981; Weissman S. M. Chaplin: A life. L., 2009; Gehring W. D. Chaplin’s war trilogy: An evol­ving lens in three dark comedies. Jefferson, 2014.

Вернуться к началу