Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦИРК

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 347

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЦИРК (от лат. circus, букв. – круг), 1) вид ис­кус­ст­ва, од­ним из осн. вы­ра­зит. средств ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся трюк, дей­ст­вие, ле­жа­щее за пре­де­ла­ми обыч­ной ло­ги­ки и воз­мож­но­стей че­ло­ве­ка. Со­че­та­ние трю­ков с приё­ма­ми ак­тёр­ской иг­ры соз­да­ёт но­ме­ра, отд. за­кон­чен­ные вы­сту­п­ле­ния од­но­го или груп­пы ар­ти­стов, ко­то­рые в со­во­куп­но­сти со­став­ля­ют цир­ко­вую про­грам­му. 2) Обоб­щён­ное на­име­но­ва­ние всех ви­дов зре­лищ­ных но­ме­ров, про­грамм, пред­став­ле­ний, спек­так­лей, ре­шае­мых сред­ст­ва­ми цир­ко­вой вы­ра­зи­тель­но­сти. 3) Спец. зре­лищ­ное со­ору­же­ние с ку­по­ло­об­раз­ным по­кры­ти­ем, ма­не­жем, ам­фи­те­ат­ром для зри­те­лей, спе­ци­фич. тех­нич. ос­на­ще­ни­ем, ко­нюш­ня­ми для жи­вот­ных и т. д. В Древ­нем Ри­ме – эл­лип­со­вид­ная аре­на с три­бу­на­ми, на ко­то­рой про­во­ди­лись гон­ки ко­лес­ниц. В пе­ре­ры­вах ме­ж­ду за­ез­да­ми вы­сту­па­ли ак­ро­ба­ты, эк­ви­либ­ри­сты, дрес­си­ров­щи­ки, ко­ми­ки и др.

Эле­мен­ты цир­ко­во­го иск-ва фор­ми­ро­ва­лись с древ­но­сти на ос­но­ве тру­до­вых про­цес­сов, ре­лиг. куль­тов, нар. празд­неств, спор­тив­ных со­стя­за­ний и т. п. В ос­но­ве цир­ко­вых вы­сту­п­ле­ний – пре­одо­ле­ние слож­ней­ших фи­зич. пре­пят­ст­вий, а так­же ко­мич. приё­мы, в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев за­им­ст­во­ван­ные у ги­ст­рио­нов, ско­мо­ро­хов, ко­ми­ков нар. ба­ла­га­нов. С 12 в. в Ев­ро­пе воз­ни­ка­ли шко­лы вер­хо­вой ез­ды, ко­то­рые го­то­ви­ли на­езд­ни­ков, там же дрес­си­ро­ва­ли ло­ша­дей для во­ен. дей­ст­вий и тур­ни­ров. В этих шко­лах про­во­ди­лись по­ка­за­тель­ные вы­сту­п­ле­ния, по­сте­пен­но они пе­ре­но­си­лись на гор. пло­ща­ди (где с учё­том спе­ци­фи­ки ра­бо­ты с ло­шадь­ми уст­раи­ва­лись спец. круг­лые ма­не­жи). К сер. 18 в. в Ев­ро­пе по­лу­чи­ли из­вест­ность мн. мас­те­ра кон­ной дрес­си­ров­ки и фи­гур­ной вер­хо­вой ез­ды, гл. обр. англ. на­езд­ни­ки: Ш. Прайс, Джон­сон, Уийр, Сам­сон и др. Их труп­пы за­час­тую вклю­ча­ли так­же эк­ви­либ­ри­стов, ак­ро­ба­тов, кло­унов. Пер­вый в ми­ре ста­цио­нар­ный Ц. в совр. по­ни­ма­нии в 1779 в Лон­до­не по­стро­ил Ф. Ас­т­лей. В об­лас­ти кон­но­го Ц. ра­бо­та­ли и франц. ар­ти­сты и пред­при­ни­ма­те­ли Фран­ко­ни. Од­на­ко по­сте­пен­но, на­ря­ду с кон­ным Ц., про­фес­сио­на­ли­зи­ро­ва­лись и др. осн. жан­ры: ак­ро­ба­ти­ка, ат­ле­ти­ка, эк­ви­либ­ри­сти­ка, кло­уна­да, жонг­ли­ро­ва­ние, дрес­си­ров­ка, ил­лю­зия, пан­то­ми­ма. В 1859 Ж. Ле­о­тар впер­вые про­де­мон­ст­ри­ро­вал возд. по­лёт, позд­нее став­ший од­ним из са­мых ро­ман­тич. ви­дов цир­ко­во­го иск-ва. Этот но­мер по­тре­бо­вал в даль­ней­шем ре­кон­ст­рук­ции цир­ко­вых зда­ний – со­ору­же­ния сфе­рич. ку­по­ла, на ко­лос­ни­ках ко­то­ро­го по­ме­ща­лись гру­зо­подъ­ём­ные ме­ха­низ­мы и др. тех­нич. при­спо­соб­ле­ния. В 1873 амер. пред­при­ни­ма­тель Т. Бар­нум от­крыл боль­шой пе­ре­движ­ной цирк («сверх­цирк»), где пред­став­ле­ние про­хо­ди­ло од­но­вре­мен­но на трёх ма­не­жах. Бар­нум со­еди­нил Ц. с па­ноп­ти­ку­мом и разл. ат­трак­цио­на­ми. В 1886 в Па­ри­же был по­стро­ен Но­вый цирк, аре­на ко­то­ро­го в те­че­ние не­сколь­ких ми­нут за­пол­ня­лась во­дой. В 1887 К. Га­ген­бек, круп­ней­ший тор­го­вец жи­вот­ны­ми, вла­де­лец зоо­пар­ка в Гам­бур­ге, от­крыл т. н. зоо­цирк. Здесь в боль­шин­ст­ве но­ме­ров уча­ст­во­ва­ли жи­вот­ные, в т. ч. хищ­ные. Но­ме­ра дрес­си­ров­щи­ков бы­ст­ро за­вое­ва­ли по­пу­ляр­ность. Пред­ста­ви­те­лей раз­ных жан­ров вво­ди­ли в про­грам­мы сво­их цир­ко­вых пред­при­ятий нем. ар­ти­сты Э. Ренц, А. Шу­ман, Э. Вульф, а так­же Чи­ни­зел­ли, А. Са­ла­мон­ский и др. Кон. 19 в. харак­те­рен об­ра­ще­ни­ем к спор­ту (что так­же рас­ши­ри­ло гра­ни­цы цир­ко­вых жан­ров) – вы­сту­п­ле­ния­ми си­ла­чей, гим­на­стов на коль­цах и тур­ни­ках, жо­ке­ев, жонг­лё­ров, ве­ло­фи­гу­ри­стов, ро­ли­ко­беж­цев. В 1904 в пе­терб. цир­ке Чи­ни­зел­ли про­ве­дён пер­вый все­мир­ный чем­пио­нат бор­цов. Ори­ги­наль­ные но­ме­ра и це­лые жан­ры при­нес­ли на аре­ну Ц. япон­ские, пер­сид­ские, араб­ские ар­ти­сты. Осо­бой вир­ту­оз­но­стью и са­мо­быт­но­стью от­ли­ча­ет­ся цир­ко­вое иск-во Ки­тая (под­роб­нее см. в со­от­вет­ст­вую­щем раз­де­ле ста­тьи о стра­не).

В Рос­сии на­чи­ная с 18 в. по­сто­ян­но га­ст­ро­ли­ро­ва­ли пе­ре­движ­ные цир­ко­вые труп­пы. В 1827 франц. пред­при­ни­ма­тель Ж. Тур­ни­ер по­стро­ил в С.-Пе­тер­бур­ге ста­цио­нар­ное зда­ние, вско­ре пе­ре­шед­шее к ди­рек­ции им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров; в 1849 здесь же от­крыт ка­мен­ный Ц. (им­пе­ра­тор­ский). При Пе­терб. те­ат­раль­ном уч-ще дей­ст­во­вал цир­ко­вой класс. В 18 – 1-й пол. 19 вв. в Ц. ар­ти­сты про­дол­жа­ли ши­ро­ко ис­поль­зо­вать в сво­их вы­сту­п­ле­ни­ях ло­ша­дей, шли так­же сю­жет­ные по­ста­нов­ки (пан­то­ми­мы). В 1877 Г. Чи­ни­зел­ли от­крыл ста­цио­нар в С.-Пе­тер­бур­ге, в 1880 А. Са­ла­мон­ский – в Мо­ск­ве; бра­тья Ни­ки­ти­ны в 1886 и в 1911 соз­да­ли ста­цио­на­ры в Мо­ск­ве; в 1903 П. С. Кру­ти­ков по­стро­ил Ц. в Кие­ве. В рус. Ц. осо­бен­ную по­пу­ляр­ность по­лу­чи­ла са­ти­рич. пуб­ли­ци­стич. кло­уна­да, вы­дви­нув­шая сво­их ко­ри­фе­ев: В. Л. и А. Л. Ду­ро­вы, Бим-Бом, Аль­пе­ро­вы. Ми­ро­вую из­вест­ность за­вое­ва­ли: на­езд­ни­ки – П. И. Ор­лов, В. Т. Со­бо­лев­ский, Н. Л. Сы­чев, ка­на­то­хо­дец Ф. Ф. Мо­лод­цов, бор­цы и ат­ле­ты – И. М. Заи­кин, И. В. Ле­бе­дев (дя­дя Ва­ня), И. М. Под­дуб­ный и др., позд­нее – кло­уны Ка­ран­даш, О. К. По­пов, Ю. В. Ни­ку­лин, Л. Г. Ен­ги­ба­ров, А. Н. Ни­ко­ла­ев, В. И. По­лу­нин; дрес­си­ров­щи­ки – И. Н. Буг­ри­мо­ва, За­паш­ные, М. П. На­за­ро­ва, Фи­ла­то­вы, Б. А. Эдер и др. (См. также раз­дел Цирк в то­ме «Рос­сия».)

По­яв­ле­ние но­во­го на­прав­ле­ния в ми­ро­вом цир­ко­вом иск-ве свя­за­но с воз­ник­но­ве­ни­ем в 1984 в Мон­реа­ле «Цир­ка Солн­ца» («Сирк дю Солей») под рук. Г. Ла­ли­бер­те. В от­ли­чие от про­грам­мы, со­став­лен­ной из раз­но­об­раз­ных но­ме­ров, совр. кра­соч­ные шоу со сквоз­ным сю­же­том под­чи­не­ны еди­но­му ре­жис­сёр­ско­му за­мыс­лу, ор­га­нич­но со­че­тая эле­мен­ты цир­ко­во­го, хо­рео­гра­фич., во­каль­но­го иск-ва, эс­те­ти­ку тра­диц. дра­ма­тич. те­ат­ра и улич­ных пред­став­ле­ний, а так­же дос­ти­же­ния вы­со­ких тех­но­ло­гий.

Лит.: Куз­не­цов Е. М. Цирк. М., 1971; Ни­ку­лин Ю. В. Поч­ти серь­ез­но. М., 1992; Нем­чин­ский М. И. Цирк в по­ис­ках соб­ст­вен­но­го ли­ца. М., 1995; Дмит­ри­ев Ю. А. Пре­крас­ное ис­кус­ст­во цир­ка. М., 1996; он же. Цирк в Рос­сии: От ис­то­ков до 2000 го­да. М., 2004; Кио И. Э. Ил­лю­зии без ил­лю­зий. М., 1999; За­паш­ный В. М. Риск, борь­ба, лю­бовь. М., 2002; Кош­кин В. В. Кон­ный цирк. М., 2004; Пе­тер­бург­ский цирк. 130 лет. СПб., 2007; Ду­ров В. Л. Мои зве­ри. М., 2016.

Вернуться к началу